1 Область применения
1.1 Настоящее Положение устанавливает общие требования к структуре, содержанию, оформлению, утверждению рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (далее – рабочая программа)
1.2 Настоящее Положение разработано на основании следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
- Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям, реализуемым колледжем
1.3 В настоящем Положении применяются следующие термины, определения и сокращения:
- федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) - комплексная федеральная норма качества среднего профессионального образования, обязательная для исполнения всеми учебными заведениями на территории Российской Федерации, реализующими основные профессиональные образовательные программы соответствующих уровней и направлений подготовки, имеющими государственную аккредитацию;
- основная профессиональная образовательная программа (ОПОП ) - система учебно-методических документов, сформированная на основе ФГОС по направлению подготовки СПО и рекомендуемая колледжам для использования при разработке основных образовательных программ среднего профессионального образования в части компетентностно - квалификационной характеристики выпускника; содержания и организации образовательного процесса; ресурсного обеспечения реализации ОПОП; итоговой аттестации выпускников;
- компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;
- общая компетенция (ОК) - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности;
- профессиональная компетенция (ПК) - способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности
- модуль - часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания, формирующая одну или несколько смежных компетенций;
- результаты обучения - сформированные компетенции
1.4 Рабочая программа определяет цели изучения, назначение и место учебной дисциплины / модуля в системе подготовки специалиста, содержание учебного материала и формы организации обучения
1.5 Рабочая программа регламентирует деятельность преподавателей и студентов в ходе образовательного процесса по конкретной дисциплине / профессиональному модулю
1.6 Рабочие программы ежегодно обновляются с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках установленных ФГОС СПО по специальности. Список литературы должен обновляться с учетом приобретенной и изданной новой литературы
1.7 Дополнения и изменения к рабочей программе рассматриваются на заседаниях цикловых комиссий, отражаются в протоколах цикловых комиссий и вносятся в программу
2 Разработка рабочей программы
2.1 Рабочие программы разрабатываются по каждой учебной дисциплине /профес-сиональному модулю.
Ответственность за разработку рабочей программы несет преподаватель учебной дисциплины профессионального модуля и (или) назначенный преподаватель за разработку рабочей программы. Рабочая программа может разрабатываться коллективом авторов по поручению председателя цикловой комиссии.
Рабочая программа входит в состав комплекта документов ОПОП по специальности
Ответственность за формирование ОПОП несет заведующий отделением.
Ответственность за содержание ОПОП несет председатель цикловой комиссии.
Методическое руководство и ответственность за оформление ОПОП несет Методический отдел колледжа.
2.2 Утвержденная рабочая программа хранится в методическом кабинете колледжа. Копии рабочей программы находятся у преподавателя(ей) – разработчика(ов) программы
2.3 Электронный вариант рабочей программы хранится в электронной базе данных колледжа
2.4 При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- ФГОС СПО по соответствующей специальности в части наименований циклов, разделов, модулей, требований к знаниям, умениям, практическому опыту;
- примерной ООП по соответствующей специальности;
- учебному плану по специальности, в части учебной нагрузки обучающихся, распределения обязательной нагрузки по курсам и семестрам.
2.5 При разработке рабочей программы учитываются:
- содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования;
- требования работодателей, профессиональных стандартов по специальностям;
- содержание программ дисциплин/модулей, изучаемых на предыдущих и последующих этапах обучения;
- материальные и информационные возможности колледжа;
- новейшие достижения в данной предметной области
2.4 Процесс разработки рабочей программы дисциплины/модуля включает:
2.4.1 Анализ нормативной документации (по п. п. 2.4, 2.5)
2.4.2 Формирование содержания рабочей программы
2.4.3 Рассмотрение рабочей программы на цикловой комиссии, согласование с заведующим отделения, утверждение заместителем директора по учебно-методической работе
3 Структура и содержание рабочей программы дисциплины / модуля
3.1 Общие требования к построению рабочей программы дисциплины / модуля
Рабочая программа должна определять роль и значение соответствующей учебной дисциплины/модуля в будущей профессиональной деятельности специалиста.
Содержание и реализация рабочей программы должны удовлетворять следующим требованиям:
- определение общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО и требований работодателя;
- четкое определение места и роли данной дисциплины/модуля в формировании компетенций или их элементов;
- установление и конкретизация на этой основе учебных целей и задач изучения данной дисциплины/профессионального модуля в соответствии с основной профессиональной образовательной программой по специальности;
- последовательная реализация междисциплинарных логических связей внутри дисциплины/профессионального модуля, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами/профессиональными модулями учебного плана специальности;
- оптимальное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствование методики проведения занятий с использованием современных технологий обучения и инновационных подходов к решению образовательных проблем;
- планирование и организация самостоятельной работы студентов;
- активизация познавательной деятельности обучаемых, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и производственного процессов;
- учет требований профессиональных стандартов, региональных особенностей рынка труда, запросов работодателя;
3.2 Структурными элементами рабочей программы дисциплины /профессионального модуля являются:
- титульный лист;
- паспорт;
- структура и содержание;
- условия реализации;
- контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины/профессионального модуля
3.3 Рабочие программы учебных дисциплин оформляются в соответствии с приложениями А и Б
3.4 Рабочие программы профессиональных модулей оформляются в соответствии с приложениями В и Г
Ознакомиться с приложениями можно по ссылке.