Настройки отображения

Размер шрифта в процентах
Цвет сайта
ц
ц
ц
ц
Наверх

1 Область применения

1.1 Настоящее Положение является внутренним локальным документом, определяющим требования к составу учебно-методического комплекса учебной дисциплины, профессионального модуля (далее УМК)

1.2 Настоящее Положение обязательно к применению всеми преподавателями колледжа

2 Общие положения

Учебно-методический комплекс (УМК) — это система взаимосвязанных и взаимодопоняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)  и выбранным дидактическим процессом, достаточных для реализации требований и содержания Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), качественной организации образовательного процесса

УМК по учебной дисциплине/профессиональному модулю является частью Основной профессиональной образовательной программы по специальности.

2.1 Разработка УМК – основная задача методической работы преподавателя.

2.2 Основанием для разработки УМК служат следующие документы:

  • ФГОС СПО специальности;
  • рабочий учебный план по специальности

2.3 Назначение УМК:

  • систематизация нормативных документов, методических материалов и средств обучения;
  • оптимизация подготовки и проведения учебных занятий, интенсификация всего учебно-воспитательного процесса на основе компетентностного подхода в обучении;
  • создание условий для реализации требований ФГОС СПО, совершенствование содержания образования, развитие учебно-методического обеспечения образовательного процесса и достижение качества подготовки выпускников;
  • обеспечение открытости образовательного процесса;
  • доступность информации по изучаемой учебной дисциплине, профессиональному модулю для студентов средствами ИКТ и др.
  • обеспечение единства требований к студентам;
  • организация методической работы преподавателей, цикловых комиссий, совершенствование мастерства преподавателей путем обмена опытом;
  • обеспечение непрерывности и продуктивности внутренней системы повышения квалификации преподавателей

2.4 Принципы формирования УМК:

  • УМК разрабатывается на основе компетентностного подхода с учетом современного уровня развития педагогических технологий, перспектив развития сферы производства и требований работодателей;
  • формирование УМК строится по принципу преемственности в обучении на основе учета предшествующего уровня образованности обучающихся и уровней освоения ими общих и профессиональных компетенций (ОК, ПК);
  • приоритетным направлением в формировании УМК является методическое обеспечение эффективной практической и самостоятельной работы обучающихся;
  • УМК разрабатывается преподавателем, реализующим программу обучения

При этом, структурные элементы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логическую последовательность в изложении учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволять обучающимся получать опыт профессиональной деятельности в учебном процессе

УМК обновляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год в соответствии с индивидуальным планом методической работы преподавателя.

3 Состав и структура учебно-методического комплекса

3.1 Состав УМК - структурные блоки, из которых он слагается как целое, необходи­мое и достаточное методическое обеспечение для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине и профессиональному модулю.

3.2 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине и профессиональному модулю состоит из 3 блоков, представленных соответственно в Приложениях А и Б

Блок 1 Планово - программная документация

1.1 Рабочая программа учебной дисциплины, профессионального модуля

Рабочая учебная программа - учебно-методический документ, который  разрабатывается на основе  ФГОС СПО по специальности в соответствии  с Положением о рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей и определяет содержание обучения по учебной дисциплине, профессиональному модулю

1.2 Календарно-тематический план учебной дисциплины, междисциплинарного курса (МДК)

Календарно-тематический план изучения дисциплины, МДК - учебно-методический документ, составленный на основе рабочей  программы дисциплины, ПМ   в соответствии с Положением   о календарно-тематическом плане учебной дисциплины,  профессионального модуля

1.3 Индивидуальный план методической работы преподавателя

Составляется на учебный год, рассматривается на заседании цикловой комиссии и утверждается заведующим отделением в установленный срок. Индивидуальный план методической работы в течение учебного года хранится у преподавателя

1.4 Рабочие программы учебной практики и производственной практики (по профилю специальности)

Рабочая программа практики - учебно-методический документ, который разрабатывается на основе ФГОС СПО по специальности и определяет содержание практического обучения по ПМ направленного на овладение видами профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующими ПК

1.5 Календарно-тематические планы практик

Календарно-тематический план прохождения учебной практики  - учебно-методический документ, составленный на основе рабочей  программы практики   в соответствии с Положением  о календарно-тематическом плане учебной дисциплины,  профессионального модуля

Блок 2 Методическое обеспечение учебной дисциплины, профессионального модуля

2.1 Методические указания к лабораторным работам и практическим занятиям

Разрабатываются в соответствии с Положением «Требования к лабораторным работам и практическим занятиям».

Методические указания по организации и выполнению самостоятельной работы студента. Разрабатываются в соответствии с Положением   о требованиях к лабораторным работам и практическим занятиям

Методические указания – это разъяснения действий при выполнении задания. Методические указания должны определять форму отчетности и критерии оценки, устанавливать сроки выполнения работы

2.3 Учебно-методические пособия в помощь студентам для выполнения самостоятельной работы, изучения отдельных тем, разделов учебной дисциплины, для обеспечения обучения по индивидуальному учебному плану

Учебно-методическое пособие должно содержать подготовленные на базе изученного материала, теоретически обоснованные методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы студента. В пособии должны быть приведены примеры применения рекомендательных методов и методических приемов, используемых в практике изучения учебной дисциплины, профессионального модуля

2.4 План учебного занятия (технологическая карта занятия)

План учебного занятия  - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации со­держания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, а так же определяющий техническое и методическое обеспечение учебного процесса

План учебного занятия обязательно должен содержать:

цели (ОК, ПК, умения и знания);

вид занятия (в соответствии с календарно-тематическим планом);

методы обучения;

техническое и методическое обеспечение;

структуру изложения нового материала;

подведение итогов учебного занятия

Рекомендованная форма технологической карты учебного занятия приведена в Приложение В

Формы организации обучения (виды занятий, лекций) и методы обучения определяются преподавателем в соответствии с приложением Г.

2.5 Дополнительные методические материалы

Под дополнительными материалами понимаются материалы, подготовленные преподавателем в помощь обучающемуся, не вошедшие в п. 2.1-2.3 блока 2. Например, учебно-наглядные пособия (плакаты, структурно-логические схемы, чертежи, таблицы и др.), сценарии конференций, олимпиад, тематических классных часов, описание (структура) применяемой технологии обучения, педагогического проекта преподавателя и т.п. Твердые копии сценариев конференций, олимпиад, тематических классных часов, описание (структура) применяемой технологии обучения, педагогического проекта преподавателя предоставляются в методический кабинет и хранятся в портфолио преподавателя.

2.6 Методические пособия по курсовому и дипломному проектированию

Разрабатываются в соответствии с Положением  о курсовом проектировании.

Примечание - пункт 2.6 относится к УМК профессионального модуля

Блок 3 Подготовка к аттестации

3.1 Комплект контрольно-оценочных средств (КОС)

Комплект контрольно-оценочных  средств  содержит оценочные средства к текущему контролю, которые разрабатываются в соответствие с требованиями  Положения  о формировании фондов оценочных средств.

3.2 Комплект документов для подготовки и проведения к промежуточной аттестации (экзамен, экзамен по модулю, квалификационный экзамен для получения разряда по рабочей профессии).

Комплект документов для подготовки и проведения промежуточной аттестации - методические материалы, обеспечивающие успешную сдачу экзамена по дисциплине, если он предусмотрен учебным планом (экзаменационные вопросы, тренировочные упражнения и др.).

Комплект документов для подготовки и проведения экзамена квалификационного - методические материалы, обеспечивающие успешную сдачу экзамена квалификационного по профессиональному модулю (экзаменационные вопросы, тренировочные упражнения и др.)

3.3 Методические материалы для подготовки к текущему, рубежному контролю по учебной дисциплине, МДК, ПМ, практикам.

3.4 Материалы для самостоятельной подготовки к дифференцированному зачету по учебной дисциплине, МДК, ПМ, учебной и производственной практикам

Материалы для самостоятельной подготовки к дифференцированному зачету по учебной дисциплине, МДК, ПМ, учебным и производственным практикам содержат:

комплект теоретических и практических заданий, позволяющих оценить уровень усвоения знаний и умений, практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО;

методические материалы, обеспечивающие подготовку к выполнению теоретических и практических заданий.

4 Требования к хранению учебно-методических комплексов

4.1 УМК разрабатывается по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю и в твердом носителе, собирается в папке-скоросшивателе. Папка УМК должна содержать: титульный лист; лист содержания, в котором фиксируются все входящие в нее материалы по блокам приложений А, Б.

4.2 Твердые копии УМК хранятся:

  • в кабинете преподавателя, ведущего учебную дисциплину или ПМ, МДК. В кабинете преподавателя хранится полная версия УМК;
  • в методическом кабинете хранятся контрольные экземпляры методических материалов, входящих в блоки 1 и 2, кроме материалов п.1.3, 2.4 и частично п.2.5. Материалы п. 1.3, 2.4 хранятся у преподавателя. Материалы блока 3 за исключением п. 3.2 хранятся в методическом кабинете в составе фондов оценочных средств, входящих в программу подготовки специалистов среднего звена. Материалы п. 3.2 хранится в учебной части.

4.3 Электронная версия УМК по учебным дисциплинам и профессиональным модулям формируется на локальной сети колледжа работниками методического кабинета и хранится на локальном диске «Методический кабинет (H)». Отдельно сформированы УМК по общему гуманитарному и социально-экономическому учебному циклу и математическому и общему естественнонаучному учебному циклу в папках «ОГСЭ» и «М и ЕН». В каждой из папок УМК распределен по курсам. Структура электронного УМК по учебной дисциплине и ПМ:

  • Планово-программная документация
  • Методические указания к лабораторным работам и практическим занятиям
  • Методические указания к самостоятельной работе студента
  • Учебно-методические пособия
  • Подготовка к аттестации
  • Дополнительные методические материалы.

Материалы для размещения на электронном носителе предоставляет председатель цикловой комиссии.

4.7 С целью обеспечения сохранности, места хранения, единой базы данных, оптимального количества учебно-методической документации в колледже разработана матрица хранения документации УМК. Приложение Д.

Ознакомиться с приложениями можно по ссылке.