1 Область применения
1.1 Настоящее Положение является внутренним локальным документом, определяющим требования к составу учебно-методического комплекса учебной дисциплины, профессионального модуля (далее УМК)
1.2 Настоящее Положение обязательно к применению всеми преподавателями колледжа
2 Общие положения
Учебно-методический комплекс (УМК) — это система взаимосвязанных и взаимодопоняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и выбранным дидактическим процессом, достаточных для реализации требований и содержания Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), качественной организации образовательного процесса
УМК по учебной дисциплине/профессиональному модулю является частью Основной профессиональной образовательной программы по специальности.
2.1 Разработка УМК – основная задача методической работы преподавателя.
2.2 Основанием для разработки УМК служат следующие документы:
- ФГОС СПО специальности;
- рабочий учебный план по специальности
2.3 Назначение УМК:
- систематизация нормативных документов, методических материалов и средств обучения;
- оптимизация подготовки и проведения учебных занятий, интенсификация всего учебно-воспитательного процесса на основе компетентностного подхода в обучении;
- создание условий для реализации требований ФГОС СПО, совершенствование содержания образования, развитие учебно-методического обеспечения образовательного процесса и достижение качества подготовки выпускников;
- обеспечение открытости образовательного процесса;
- доступность информации по изучаемой учебной дисциплине, профессиональному модулю для студентов средствами ИКТ и др.
- обеспечение единства требований к студентам;
- организация методической работы преподавателей, цикловых комиссий, совершенствование мастерства преподавателей путем обмена опытом;
- обеспечение непрерывности и продуктивности внутренней системы повышения квалификации преподавателей
2.4 Принципы формирования УМК:
- УМК разрабатывается на основе компетентностного подхода с учетом современного уровня развития педагогических технологий, перспектив развития сферы производства и требований работодателей;
- формирование УМК строится по принципу преемственности в обучении на основе учета предшествующего уровня образованности обучающихся и уровней освоения ими общих и профессиональных компетенций (ОК, ПК);
- приоритетным направлением в формировании УМК является методическое обеспечение эффективной практической и самостоятельной работы обучающихся;
- УМК разрабатывается преподавателем, реализующим программу обучения
При этом, структурные элементы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логическую последовательность в изложении учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволять обучающимся получать опыт профессиональной деятельности в учебном процессе
УМК обновляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год в соответствии с индивидуальным планом методической работы преподавателя.
3 Состав и структура учебно-методического комплекса
3.1 Состав УМК - структурные блоки, из которых он слагается как целое, необходимое и достаточное методическое обеспечение для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине и профессиональному модулю.
3.2 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине и профессиональному модулю состоит из 3 блоков, представленных соответственно в Приложениях А и Б
Блок 1 Планово - программная документация
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины, профессионального модуля
Рабочая учебная программа - учебно-методический документ, который разрабатывается на основе ФГОС СПО по специальности в соответствии с Положением о рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей и определяет содержание обучения по учебной дисциплине, профессиональному модулю
1.2 Календарно-тематический план учебной дисциплины, междисциплинарного курса (МДК)
Календарно-тематический план изучения дисциплины, МДК - учебно-методический документ, составленный на основе рабочей программы дисциплины, ПМ в соответствии с Положением о календарно-тематическом плане учебной дисциплины, профессионального модуля
1.3 Индивидуальный план методической работы преподавателя
Составляется на учебный год, рассматривается на заседании цикловой комиссии и утверждается заведующим отделением в установленный срок. Индивидуальный план методической работы в течение учебного года хранится у преподавателя
1.4 Рабочие программы учебной практики и производственной практики (по профилю специальности)
Рабочая программа практики - учебно-методический документ, который разрабатывается на основе ФГОС СПО по специальности и определяет содержание практического обучения по ПМ направленного на овладение видами профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующими ПК
1.5 Календарно-тематические планы практик
Календарно-тематический план прохождения учебной практики - учебно-методический документ, составленный на основе рабочей программы практики в соответствии с Положением о календарно-тематическом плане учебной дисциплины, профессионального модуля
Блок 2 Методическое обеспечение учебной дисциплины, профессионального модуля
2.1 Методические указания к лабораторным работам и практическим занятиям
Разрабатываются в соответствии с Положением «Требования к лабораторным работам и практическим занятиям».
Методические указания по организации и выполнению самостоятельной работы студента. Разрабатываются в соответствии с Положением о требованиях к лабораторным работам и практическим занятиям
Методические указания – это разъяснения действий при выполнении задания. Методические указания должны определять форму отчетности и критерии оценки, устанавливать сроки выполнения работы
2.3 Учебно-методические пособия в помощь студентам для выполнения самостоятельной работы, изучения отдельных тем, разделов учебной дисциплины, для обеспечения обучения по индивидуальному учебному плану
Учебно-методическое пособие должно содержать подготовленные на базе изученного материала, теоретически обоснованные методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы студента. В пособии должны быть приведены примеры применения рекомендательных методов и методических приемов, используемых в практике изучения учебной дисциплины, профессионального модуля
2.4 План учебного занятия (технологическая карта занятия)
План учебного занятия - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, а так же определяющий техническое и методическое обеспечение учебного процесса
План учебного занятия обязательно должен содержать:
цели (ОК, ПК, умения и знания);
вид занятия (в соответствии с календарно-тематическим планом);
методы обучения;
техническое и методическое обеспечение;
структуру изложения нового материала;
подведение итогов учебного занятия
Рекомендованная форма технологической карты учебного занятия приведена в Приложение В
Формы организации обучения (виды занятий, лекций) и методы обучения определяются преподавателем в соответствии с приложением Г.
2.5 Дополнительные методические материалы
Под дополнительными материалами понимаются материалы, подготовленные преподавателем в помощь обучающемуся, не вошедшие в п. 2.1-2.3 блока 2. Например, учебно-наглядные пособия (плакаты, структурно-логические схемы, чертежи, таблицы и др.), сценарии конференций, олимпиад, тематических классных часов, описание (структура) применяемой технологии обучения, педагогического проекта преподавателя и т.п. Твердые копии сценариев конференций, олимпиад, тематических классных часов, описание (структура) применяемой технологии обучения, педагогического проекта преподавателя предоставляются в методический кабинет и хранятся в портфолио преподавателя.
2.6 Методические пособия по курсовому и дипломному проектированию
Разрабатываются в соответствии с Положением о курсовом проектировании.
Примечание - пункт 2.6 относится к УМК профессионального модуля
Блок 3 Подготовка к аттестации
3.1 Комплект контрольно-оценочных средств (КОС)
Комплект контрольно-оценочных средств содержит оценочные средства к текущему контролю, которые разрабатываются в соответствие с требованиями Положения о формировании фондов оценочных средств.
3.2 Комплект документов для подготовки и проведения к промежуточной аттестации (экзамен, экзамен по модулю, квалификационный экзамен для получения разряда по рабочей профессии).
Комплект документов для подготовки и проведения промежуточной аттестации - методические материалы, обеспечивающие успешную сдачу экзамена по дисциплине, если он предусмотрен учебным планом (экзаменационные вопросы, тренировочные упражнения и др.).
Комплект документов для подготовки и проведения экзамена квалификационного - методические материалы, обеспечивающие успешную сдачу экзамена квалификационного по профессиональному модулю (экзаменационные вопросы, тренировочные упражнения и др.)
3.3 Методические материалы для подготовки к текущему, рубежному контролю по учебной дисциплине, МДК, ПМ, практикам.
3.4 Материалы для самостоятельной подготовки к дифференцированному зачету по учебной дисциплине, МДК, ПМ, учебной и производственной практикам
Материалы для самостоятельной подготовки к дифференцированному зачету по учебной дисциплине, МДК, ПМ, учебным и производственным практикам содержат:
комплект теоретических и практических заданий, позволяющих оценить уровень усвоения знаний и умений, практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО;
методические материалы, обеспечивающие подготовку к выполнению теоретических и практических заданий.
4 Требования к хранению учебно-методических комплексов
4.1 УМК разрабатывается по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю и в твердом носителе, собирается в папке-скоросшивателе. Папка УМК должна содержать: титульный лист; лист содержания, в котором фиксируются все входящие в нее материалы по блокам приложений А, Б.
4.2 Твердые копии УМК хранятся:
- в кабинете преподавателя, ведущего учебную дисциплину или ПМ, МДК. В кабинете преподавателя хранится полная версия УМК;
- в методическом кабинете хранятся контрольные экземпляры методических материалов, входящих в блоки 1 и 2, кроме материалов п.1.3, 2.4 и частично п.2.5. Материалы п. 1.3, 2.4 хранятся у преподавателя. Материалы блока 3 за исключением п. 3.2 хранятся в методическом кабинете в составе фондов оценочных средств, входящих в программу подготовки специалистов среднего звена. Материалы п. 3.2 хранится в учебной части.
4.3 Электронная версия УМК по учебным дисциплинам и профессиональным модулям формируется на локальной сети колледжа работниками методического кабинета и хранится на локальном диске «Методический кабинет (H)». Отдельно сформированы УМК по общему гуманитарному и социально-экономическому учебному циклу и математическому и общему естественнонаучному учебному циклу в папках «ОГСЭ» и «М и ЕН». В каждой из папок УМК распределен по курсам. Структура электронного УМК по учебной дисциплине и ПМ:
- Планово-программная документация
- Методические указания к лабораторным работам и практическим занятиям
- Методические указания к самостоятельной работе студента
- Учебно-методические пособия
- Подготовка к аттестации
- Дополнительные методические материалы.
Материалы для размещения на электронном носителе предоставляет председатель цикловой комиссии.
4.7 С целью обеспечения сохранности, места хранения, единой базы данных, оптимального количества учебно-методической документации в колледже разработана матрица хранения документации УМК. Приложение Д.
Ознакомиться с приложениями можно по ссылке.