Настройки отображения

Размер шрифта в процентах
Цвет сайта
ц
ц
ц
ц
Наверх

1 Общие положения

1.1 Мониторинг качества результатов освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее ОПОП) – это планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества результатов образования в ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С.Галущака» (далее Колледж).

1.2 Настоящее положение «О мониторинге качества результатов освоения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее - Положение) разработано на основании:

  • Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Требований ФГОС СПО по программам специалистов среднего звена, реализуемым в Колледже;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013
  • № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (далее – Порядок организации образовательной деятельности);
  • Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 августа 2013 г. N 968, г. Москва "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования";
  • Устава Колледжа;
  • Основных профессиональных образовательных программам СПО подготовки специалистов среднего звена, реализуемых в Колледже.

1.3 Качество образования в колледже опирается на три ключевых понятия:

  • цели и содержание образования;
  • уровень профессиональной компетенции преподавательского состава;
  • состояние материально-технической и информационной базы процесса обучения (образовательной среды).

1.4 Образовательный мониторинг предполагает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

1.5 Положение определяет степень открытости и возможность доступа различных субъектов (администрации, руководителей структурных подразделений, педагогов, студентов, родителей обучающихся, внешних субъектов) к информации, обработанной и систематизированной в рамках процедур мониторинга реализации основных профессиональных образовательных программ (далее ОПОП), реализуемых в Колледже.

1.6 В разработке инструментария и проведении процедур оценки реализации ОПОП в колледже, обобщении и анализе результатов могут участвовать педагоги колледжа, руководители структурных подразделений, администрация, представители общественности, работодатели (внешние независимые эксперты).

1.7 Мониторинг качества образования (МКО) в колледже представлен в виде следующих последовательных действий:

  • формирование целеполагания МКО (цели и задачи);
  • конкретизация целеполагания МКО (распределение ответственности за реализацию);
  • создание графика контрольных точек МКО;
  • создание инструментария МКО по каждой контрольной точке (бланки наблюдений с критериями и их показателями);
  • проведение входной диагностики уровня состояния студентов: педагогическая, психологическая;
  • проведение наблюдений по каждой контрольной точке МКО в соответствии с критериями качества;
  • анализ полученных результатов;
  • корректировка целеполагания и деятельности на всех уровнях.

2 Основные цели, задачи и принципы мониторинга качества результатов образования в колледже

2.1 Мониторинг качества реализации ОПОП проводится с целью установления соответствия качества подготовки выпускников требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивает оперативное управление условиями организации образовательного процесса (содержательными, организационно–технологическими, кадровыми, материально-техническими). По результатам мониторинга определяются стратегические и тактические цели совершенствования созданных в колледже условий.

2.2 Задачи мониторинга реализации ОПОП в колледже:

конкретизация предмета оценки, формирование единой системы показателей и критериев оценки реализации ОПОП;

осуществление сбора объективной информации об эффективности условий организации образовательного процесса в колледже, результатах реализации ОПОП, тенденциях изменения, причинах;

систематизация и предъявление общественности данных о результатах реализации ОПОП в колледже;

принятие обоснованных управленческих решений о направлениях и механизмах совершенствования условий реализации ОПОП в колледже.

2.3 Основными принципами мониторинга качества реализации ОПОП в колледже являются:

принцип приоритета в управлении (данные мониторинга качества результатов образования являются основой своевременного принятия управленческих решений);

принцип целостности (взаимосвязь компонентов предмета оценивания, процедур и этапов мониторинговой деятельности);

принцип целенаправленности (соответствие содержания, процедур и инструментария цели мониторинга качества результатов образования в колледже);

принцип научности (концептуальная обоснованность предмета, инструментария и основных процедур мониторинга качества результатов образования с опорой на новейшие достижения педагогической науки, тенденции развития современного образования);

принцип нормативности (при проектировании мониторинга и конструировании диагностического инструментария опора на нормативные документы федерального, регионального и локального уровня);

действенность (содержательная валидность инструментария, соответствие процедурных моментов требованиям подхода, основанного на компетенциях);

принцип соблюдения морально–этических норм при проведении диагностических процедур, гуманного отношения к студентам;

принцип паритетности - равноправное участие в оценочных процедурах внутренних и внешних (независимых) экспертов.

2.4 В колледже приняты следующие критерии качества образования:

качество учебных планов и ОПОП специальностей (соответствие требованиям ФГОС СПО по специальности);

уровень знаний и умений студентов, качество освоение общими и профессиональными компетенциями;

уровень педагогического мастерства;

качество методического обеспечения;

состояние материальной базы;

социальные условия.

3 Объект и предмет мониторинга, оценка реализации ОПОП

3.1 Объект мониторинга - оценка качества результата образования - результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (запросам работодателей, образовательным потребностям обучающихся), требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

3.2 Предмет мониторинга - динамика результатов образования, освоения студентами общих и профессиональных компетенций на разных этапах освоения ОПОП: учебные достижения студентов (знания как элемент компетенции; умения, входящие в компетенцию); общие и профессиональные компетенции.

3.3 Спектр оцениваемых профессиональных компетенций определяется на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям.

К числу общих компетенций отнесены:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции отражают обобщенные функции, которые осваивают студенты в процессе освоения содержания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, учебной, производственной и преддипломной практик.

4 Организация и порядок проведения мониторинга

4.1 Образовательный процесс в колледже организуется согласно основным профессиональным образовательным программам, составленным на основании ФГОС СПО по специальностям и включающим государственные требования к рабочим учебным планам по специальностям, к уровню подготовки выпускника по учебным дисциплинам, профессиональным модулям.

Данные документы могут корректироваться на основании требований нормативно-правовой документации вышестоящих органов управления образованием; изменений, повышающих эффективность образовательного процесса и качество образования выпускников колледжа; изменений и совершенствования технологий современного производства; запросов работодателей.

4.2 Анализ учебных планов по специальности позволяет определить место каждой учебной дисциплины, профессионального модуля в системе подготовки специалистов, их объем, сроки изучения. Учебный план дает общее представление об организации образовательного процесса, количестве часов, отводимых на лабораторные, практические занятия, формах завершения учебного курса.

4.3 Анализ и изучение рабочих учебных программ по дисциплинам, профессиональным модулям, входящих в состав ОПОП позволяет ознакомиться со структурой, последовательностью изучения учебного материала, осмыслить дидактические задачи учебной дисциплины, профессионального модуля.

4.4 Для достижения ожидаемых результатов реализации и освоения ОПОП проводится мониторинг динамики результатов (отслеживание, анализ и проектирование необходимых изменений в реализации) на разных этапах образовательного процесса (определяется система контрольных точек (КТ) мониторинга, к которым относятся: рубежный контроль, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация).

4.5 Мониторинг качества результатов освоения ОПОП включает критерий уровня знаний и умений студентов, который позволяет полноценно получать регулярную и объективную информацию о том, как студенты усваивают учебный материал и применяют полученные знания для решения практических задач. Организация мониторинга уровня знаний и умений в колледже носит планомерный, систематический характер. Динамика уровня знаний и умений студентов отслеживается через анализ учебной работы студентов, который проводится в соответствии с должностными инструкциями:

  • преподавателями учебных дисциплин, профессиональных модулей- систематически;
  • кураторами учебных групп - систематически;
  • зав. отделением - ежемесячно, по семестрам;
  • заместителем директора по учебно-методической работе – по результатам рубежного контроля, по семестрам;
  • государственной аттестационной комиссией — ежегодно.

4.6 Мониторинг уровня знаний и умений студентов проводится на основании текущей успеваемости студентов, рубежного контроля, промежуточной, итоговой аттестации. Результаты и проблемные вопросы мониторинга знаний и умений студентов являются предметом обсуждения на заседаниях цикловой комиссии, методического совета, на заседаниях педагогического совета, государственной аттестационной комиссии.

Мониторингом уровня знаний и умений студентов руководит заведующий отделением.

4.7 За проведение контрольных точек мониторинга по качеству освоения ОПОП по специальностям несет ответственность заместитель директора по учебно-методической работе, привлекая к данному виду мониторинговой деятельности председателей цикловых комиссий, методистов, преподавателей и других педагогических работников

4.8 Качество педагогического потенциала является одним из определяющих аспектов качества образования, поэтому мониторинг качества результатов освоения ОПОП включает контрольные точки мониторинга по качеству результатов деятельности педагога и осуществляется периодически по трем категориям профессионально-педагогической деятельности:

  • совершенствованию образовательного процесса;
  • развитию и совершенствованию профессионального роста педагога;
  • самосовершенствованию в личностном и профессиональном плане.

Анализ профессиональной деятельности педагога проводится через:

  • посещения и учебных занятий, в т.ч. открытых учебных занятий и внеаудиторных мероприятий;
  • семестровые и годовые отчеты;
  • анализ результатов участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства и т.д.;
  • обобщение опыта работы педагога;
  • повышение квалификации;
  • прохождение процедуры аттестации на получение заявленной квалификационной категории.

Показателями данного критерия профессионально-педагогической деятельности педагога может быть его участие в методической работе цикловых комиссий, педагогического совета, методического совета, методических семинарах, школы молодого педагога, аттестационной комиссии, экспертной комиссии, управленческих и педагогических проектах и т.д.

4.9 Мониторинг качества результатов деятельности педагога проводится через:

  • создание учебно-методического комплекса (УМК) преподаваемой учебной дисциплины, профессионального модуля в соответствии с требованиями внутренних локальных документов;
  • отражение в содержании обучения фактов развития науки, отрасли производства;
  • совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие аналитической деятельности студентов;
  • овладение профессиональными умениями (объем предметных знаний и умений педагога и технологии их передачи студентам)
  • моделирование профессиональной деятельности в образовательном процессе.

4.10 Мониторинг качества методического обеспечения образовательного процесса в колледже осуществляется через наблюдение результатов подготовки к занятиям (методические разработки занятий, обеспечение занятий дидактическими, информационными, презентационными материалами) и технологий реализации данных результатов в процессе проведения занятий. Также мониторинг осуществляется и на заседаниях предметно-цикловой комиссии, методического совета, с помощью организации смотров методической работы педагогов, ежегодных отчетов о работе кабинетов, лабораторий.

4.11 Мониторинг качества результатов освоения ОПОП включает критерий состояния материально-технического обеспечения (МТО) образовательного процесса (мониторинг состояния МТО ОПОП), который осуществляют заместитель директора по учебно-производственной работе, заведующие учебными кабинетами и учебно-производственными мастерскими (УПМ) через следующие показатели:

  • планирование МТО ОПОП;
  • полнота МТО ОПОП;
  • эффективность использования МТО в ОПОП;
  • экономичность использования МТО в ОПОП;
  • развитие МТО ОПОП.

4.12 Мониторинг качества результатов освоения ОПОП включает критерий социальных условий, который проводится через анализ результатов разрешения социально-правовых ситуаций, выявления динамики развития социальных условий на основании реализации положений колледжа:

  • о стипендиальном обеспечении обучающихся;
  • о порядке работы столовой;
  • о порядке предоставления социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой и попечительством;
  • о студенческом самоуправлении;
  • других локальных актов по регламентированию социальных условий обучения и организации досуга студентов.

Возглавляет мониторинг социальных условий отдел воспитательной работы. Проведение КТ мониторинга осуществляется в течение учебного года.

4.13 Способами отслеживания качества деятельности учебного заведения является:

самоанализ деятельности колледжа в целом и отдельных структурных подразделений

  • ежегодно.