Настройки отображения

Размер шрифта в процентах
Цвет сайта
ц
ц
ц
ц
Наверх

1 Общие положения

1.1 Настоящее Положение является документом системы менеджмента качества, устанавливающим требования к структуре, содержанию и оформлению, порядку разработки, а также процедуре согласования, утверждения и хранения фонда оценочных средств (далее - ФОС). ФОС разрабатывается для контроля уровней усвоения знаний, освоения умений и компетенций студентами по учебным дисциплинам и профессиональным модулям образовательных программ, реализуемых в колледже.

1.2. Положение разработано в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
  • Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования;
  • Примерными основными образовательными программами (для учебных дисциплин, профессиональных модулей по наиболее востребованным на рынке труда, новых и перспективных специальностей);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования;
  • Уставом колледжа;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. № 464).
  • Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (Утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291);
  • Положением  о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости обучающихся;

    Положением  о промежуточной аттестации студентов;

    Положением  об учебной и производственной практике

1.3 Настоящее Положение обязательно к применению всеми педагогическими работниками колледжа

1.4 Фонд оценочных средств входит в состав комплекта документов основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) по специальности и состоит из комплектов оценочных средств (КОС) по учебным дисциплинам, профессиональным модулям, учебной и производственной практикам, государственной (итоговой) аттестации

1.5 Пользователями ФОС являются: административно-педагогический состав, обучающиеся их законные представители, работодатели.

1.5.1 Администрация:                        

  • организует разработку и экспертизу оценочных средств;
  • осуществляет контроль хранения и учета ФОС;
  • обеспечивает невозможность несанкционированного доступа к оценочным средствам.

1.5.2 Преподаватели:

  • разрабатывают паспорта КОС;
  • участвуют в формировании и экспертизе оценочных средств;
  • осуществляют хранение комплектов оценочных средств;
  • принимают меры, исключающие несанкционированный доступ к оценочным средствам;
  • обеспечивают обучающихся примерами оценочных средств для подготовки к аттестации

1.5.3 Обучающиеся:

  • используют примеры оценочных средств для подготовки к аттестации;
  • проходят аттестацию с использованием вариантов оценочных средств

2. Задачи и условия формирования фонда оценочных средств

2.1 Фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО.

2.2 Фонд оценочных средств должен решать следующие задачи:

  • контроль и управление процессом освоения обучающимися необходимых умений, знаний, формирования общих и профессиональных компетенций, определенных ФГОС СПО по специальности в качестве результатов освоения учебных дисциплин, профессиональных модулей;
  • оценка персональных достижений обучающихся в процессе изучения дисциплины (модуля) с выделением результатов и планирование предупреждающих (корректирующих) мероприятий;
  • обеспечение соответствия результатов обучения профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс колледжа;
  • оценка законными представителями обучающихся, работодателями и другими заинтересованными лицами уровня результативности учебного процесса, образовательной программы, степени их адекватности, актуальности условиям профессиональной деятельности

2.3. В соответствии с ФГОС СПО, оценка качества освоения обучающимися ОПОП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и Государственную (итоговую) аттестацию обучающихся

Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра согласно требованиям Положения «Виды контроля и критерии оценок».

Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине (модулю) (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) осуществляется по завершению изучения учебной дисциплины, междисциплинарного курса, учебной и производственной практик, профессионального модуля в соответствии Положением «Промежуточная аттестация».

Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется по завершению освоения ОПОП в соответствии с Программой государственной итоговой аттестации

2.4 ФОС должен формироваться на следующих принципах оценивания:

  • валидность: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;
  • надежность: использование единообразных норм и критериев для оценивания достижений;
  • объективность: все обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха;
  • эффективность: степень соответствия результатов контроля поставленным целям при минимизации времени контроля и повышении его качества;
  • полнота и адекватность отображения требованиям ФГОС СПО и вариативной части ОПОП

2.5 Оценочные средства по учебной дисциплине (модулю) и по ОПОП в целом, должны отражать результаты обучения и уровень сформированности общих и профес-сиональных компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными ФГОС СПО по специальностям

3. Разработка ФОС

3.1 ФОС разрабатываются по каждой ОПОП, реализуемой в колледже

3.2 Основой разработки ФОС для оценки уровня освоения учебной дисциплины (модуля) образовательной программы и/или для оценки освоения ОПОП в целом служат требования ФГОС СПО:

  • к результатам освоения ОПОП;
  • к структуре ОПОП

3.3 Требования к ФОС:

  • предметная направленность (соответствие целям изучения конкретной учебной дисциплины/профессионального модуля);
  • содержание (состав и взаимосвязь структурных единиц, образующих содержание теоретической и практической составляющих учебной дисциплины, профессионального модуля);
  • объем (количественный состав оценочных средств, входящих в ФОС необходимый и достаточный для оценки уровня компетенций);
  • качество оценочных средств и ФОС в целом, обеспечивающее получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

3.4 Непосредственный исполнитель разработки контрольно-оценочных средств, входящих в состав ФОС является преподаватель

3.5 При составлении, согласовании и утверждении ФОС должно быть обеспечено его соответствие:

  • ФГОС СПО по соответствующей специальности;
  • ОПОП и учебному плану специальности;
  • рабочим программам учебных дисциплин, профессиональных модулей реализуемых по ФГОС СПО

3.6 Построение ФОС включает следующие этапы:

  1. предварительный - осуществляется идентификация требований образовательной программы, определяется количество учебных дисциплин, модулей, практик, включаемых в ФОС, производится их ранжирование по значимости.
  2. основной - при оценке умений, знаний и компетенций создаются комплекты оценочных средств для каждого профессионального модуля и учебной дисциплины
  3. завершающий – анализ достаточности КОС для оценки уровня умений, знаний, компетенций, в соответствии с требованиями ФГОС специальности

3.7 Работы, связанные с разработкой ФОС, вносятся в индивидуальные планы преподавателей, мастеров производственного обучения

4 Структура и содержание фонда оценочных средств и систем оценивания

4.1 Структурными элементами фонда оценочных средств являются:

4.1.1 Матрица соответствия компетенций, составных частей ОПОП и оценочных средств по специальности (Приложение А- информационное)

4.1.2 Комплект оценочных средств по учебным дисциплинам (Приложение Б)

4.1.3 Комплект оценочных средств по профессиональным модулям, в т.ч. оценочные средства по учебной и производственной практикам (Приложение В)

Комплект оценочных средств по учебной дисциплине/профессиональному модулю включает в себя паспорт комплекта и пакет контрольно-оценочных средств.

Оценочные средства (ОС) – это контрольные задания, вопросы, практические задачи, экзаменационные билеты и др, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися материала учебной дисциплины, профессионального модуля.

Оценочные средства разрабатываются для оценивания качества освоения ОПОП по специальности и являются действенным средством не только оценки, но и обучения.

При разработке ОС необходимо соблюдать следующие требования:

  • соответствие ОС требованием ФГОС;
  • достаточная вариативность ОС (не менее 4-х);
  • дифференцированность: разработка ОС с учетом уровней освоения учебного материала и способностей обучающихся;
  • своевременное рассмотрение и утверждение ОС

Теоретические и практические вопросы и задания в разрабатываемых ОС могут иметь равное соотношение, приоритетным является контроль освоения практического опыта, умений.

По компетентностному признаку, ОС относятся к определенному виду профессиональной деятельности и профессиональным компетенциям в соответствии с ФГОС СПО

Оценочные средства по учебной дисциплине (модулю) разрабатываются в соответствии с приложением Г

4.1.4 Комплект контрольно-оценочных средств по учебным дисциплинам, МДК выносимым на промежуточную аттестацию разрабатывается в соответствии с Положением о промежуточной аттестации и должны содержать:

  • экзаменационные билеты;
  • вопросы для подготовки к экзаменам;
  • тренировочные задачи (задания);
  • перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, разрешенные к использованию на экзамене (Приложение З);

4.1.5 Программа Государственной (итоговой) аттестации.

4.2 Содержательная принадлежность ФОС отражает иерархию содержательной вложенности по требованиям ФГОС СПО и ОПОП: цикл – учебная дисциплина (модуль) – раздел – тема

4.3 В ФОС должна предусматриваться классификация ОС по объектам контроля и оценки: компетенции, практический опыт (по основному показателю оценки результата подготовки), продуктивные умения, репродуктивные умения и знания

4.4 Виды контроля, входящие в ФОС приведены в Положении «Виды контроля и критерии оценки»

5 Процедура экспертизы и согласования фонда оценочных средств

5.1 Экспертизу ФОС проводит цикловая комиссия, путем обсуждения, представленных материалов разработчиком. В результате обсуждения Председатель цикловой комиссии, делает заключение о применении ФОС или его части

Итоги экспертизы оформляются протоколом заседания цикловой комиссии. Экспертиза ФОС проводится с целью установления соответствий:

  • требованиям ФГОС СПО;
  • ОПОП по специальности;
  • рабочей программе учебной дисциплины (модуля), реализуемой по ФГОС СПО

5.2 ФОС по специальности утверждается заместителем директора по учебно-методической работе

6 Ответственность за разработку, обновление и хранение фонда оценочных средств

6.1 Ответственность за разработку фондов оценочных средств несет цикловая комиссия, за которой закреплены данные учебные дисциплины и профессиональные модули в соответствии учебным планом специальности. Ответственным исполнителем формирования ФОС является председатель цикловой комиссии

6.2 Разработчик оценочного средства несет ответственность за качество разработки, правильность составления и оформления КОС

6.3 Ответственность за координацию действий цикловых комиссий по созданию ФОС в целом по ОПОП возлагается на заведующего отделением

6.4 Решение об актуализации, изменении, включении новых оценочных средств в ФОС принимается решением цикловой комиссией и осуществляется путем внесения изменений и (или) переизданием ФОС

6.5 Печатный экземпляр ФОС хранится в составе учебно-методического комплекса по специальности в методическом кабинете

6.6 Типовые задания, тренировочные тесты и другие образцы заданий вместе с описанием процедур контроля, показателей и критериев оценки размещются на сайте колледжа

Ознакомиться с приложениями можно по ссылке.