1 Область применения
1.1 Настоящее Положение является документом системы менеджмента качества, содержащим требования к планированию, организации, проведению и оформлению лабораторных работ и практических занятий.
1.2 Настоящее Положение обязательно к применению всеми преподавателями колледжа, которые проводят лабораторные работы и/или практические занятия.
1.3 Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. 464);
- Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальностям
2 Общие положения
2.1 В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальностям лабораторные работы, практические занятия относятся к основным видам учебного занятия, и их объёмы определяются рабочими учебными планами специальностей.
2.2 Практическое обучение при изучении учебной дисциплины, профессионального модуля является основной частью профессионального образования и направлено на освоение обучающимися умений, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций (ОК, ПК).
2.3 Лабораторные работы и практические занятия фиксируются в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей.
2.4 К лабораторной работе и практическому занятию преподаватель разрабатывает методические указания в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СПО по специальности
2.4.1 Титульный лист методических указаний оформляется в соответствии с принятой формой в приложении А.
2.4.2 Структура методических указаний к ЛР, ПЗ оформляется в соответствии с принятой формой в приложении Б и включает в себя следующие пункты:
- Цели
- Оборудование, аппаратура, материалы, инструменты, документация, дидактическое обеспечение
- Форма организации
- Инструктаж
- Порядок выполнения
- Методические рекомендации
- Форма отчета
- Контрольные вопросы
- Критерии оценок
- Содержание заданий
В зависимости от специфики лабораторной работы, практического занятия некоторые пункты методических указаний могут отсутствовать по усмотрению разработчика, но, в обязательном порядке, должны присутствовать пункты 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10. При этом устанавливается последовательная нумерация пунктов
2.5 Разработанные преподавателем методические указания к лабораторным работам, методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу рассматриваются на цикловой комиссии и ежегодно утверждаются председателем комиссии.
3 Планирование лабораторных работ и практических занятий
3.1 При планировании состава и содержания лабораторной работы, практического занятия следует исходить из того, что эти виды учебной деятельности студентов имеют разные ведущие дидактические цели:
3.1.1 Лабораторная работа – овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки эксперимента. Основная дидактическая цель - экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений
3.1.2 Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами практических заданий под руководством преподавателя. Дидактическая цель практического занятия – формирование у студентов профессиональных навыков, умений пользоваться производственными приборами, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию, заполнять протоколы, решать разного рода задачи и т.п.
3.2 Состав и содержание лабораторной работы, практического занятия формируются исходя из внутри- и междисциплинарных связей, связей с профессиональными модулями (междисциплинарными курсами), из значимости теоретических положений для профессиональной деятельности.
3.2.1 В соответствии с дидактической целью определяется содержание лабораторных работ:
- опытная проверка формул, расчетов;
- ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований;
- формирование умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения;
- самостоятельно вести исследования;
- пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков и т.п.
- формирование умений и навыков обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и техническими средствами при проведении опытов
3.2.2 Содержание практических занятий предполагает:
- изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий с её использованием;
- анализ производственных ситуаций, решение конкретных производственных, экономических, управленческих заданий;
- расчет и анализ различных показателей, обработка результатов многократных измерений;
- изучение устройства машин, приборов, инструментов, аппаратов измерительных механизмов, функциональных схем;
- и т.п.
3.3 Состав заданий для лабораторной работы и практического занятия должен быть спланирован таким образом, чтобы задания могли быть выполнены качественно большинством студентов за отведённое время
3.4 В зависимости от характера работ, выполняемых на лабораторной работе и практическом занятии, могут применяться следующие методы обучения:
- частично-поисковый;
- репродуктивный;
- поисковый
Необходимо предусмотреть оптимальное соотношение между используемыми методами обучения для обеспечения высокого уровня интеллектуальной деятельности студентов.
4 Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий
4.1 Лабораторные работы проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность – не менее ДВУХ академических часов.
Возможно ознакомление студентов с инструктажем по техники безопасности, если при выполнении работ присутствуют опасные производственные факторы.
4.2 Практические занятия проводятся в учебных кабинетах или лабораториях. Продолжительность – не менее ДВУХ академических часов.
4.3 Для выполнения лабораторной работы или практического занятия возможно деление группы студентов на две подгруппы численностью не менее 8 человек
4.4 Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях:
- фронтальная (все студенты выполняют одну и ту же работу);
- групповая (одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек);
- индивидуальная (каждый студент выполняет индивидуальное задание).
4.5 Оценивание выполнения лабораторной работы, практического занятия предполагает дифференцированный зачет по пятибалльной системе или не дифференцированный зачет.
При формировании пункта 9 «Критерии оценки» методических указаний следует определить показатели и принцип оценивания.
Показатели для оценивания результатов должны отражать требования, предъявляемые к качеству выполнения задания работы по всем запланированным пунктам.
Принцип оценивания предполагает пятибалльную систему с указанием конкретных недочетов при выполнении запланированных пунктов задания.
Ознакомиться с приложениями можно по ссылке.