Настройки отображения

Размер шрифта в процентах
Цвет сайта
ц
ц
ц
ц
Наверх

Содержание

Введение

1. SWOT - анализ деятельности

2. Цели и задачи программы развития

3. Совершенствование образовательного процесса подготовки востребованных специалистов, с учётом потребностей работодателей, а так же с ориентацией на ТОР 50 востребованных профессий

4. Укрепление материально-технической базы колледжа в тесном взаимодействии с работодателями

5. Выстраивание, дальнейшее развитие и расширение системной профориентационной работы

Паспорт программы развития профессиональной образовательной организации

Наименование программы Программа развития государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака» на 2018 год (далее - Программа)
Основные разработчики программы Директор ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака» Брикман А.В.; заведующий сектором практического обучения и содействия трудоустройства выпускников Егошин А.В.; руководитель специализированного центра компетенций, эксперт компетенции «Инженерный дизайн CAD (САПР)», Благодарный А.А.; педагог-психолог, руководитель проекта «Профориентация», Брикман М.А. Председатель цикловой комиссии специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, преподаватель, эксперт по компетенциям JuniorSkills, Быков В.В.; заведующий специализированной лабораторией, куратор проекта создания Центра молодёжного инновационного творчества, Коваленко В.М.;
Заказчик
программы
ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака»
Руководитель программы Директор Брикман А.В.
Исполнители основных мероприятий программы Персонал и обучающиеся ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака», социальные партнёры: организации входящие в Консорциумы «Научно-производственный образовательный кластер авиастроения Новосибирской области» и «Научно-производственный образовательный кластер приборостроения Новосибирской области», МБОУ Лицей №22 «Надежда Сибири», МАОУ города Новосибирска «Гимназия №15 «Содружество», МБОУ города Новосибирска «Экономический лицей», МБОУ города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №165»
Цели и задачи программы Цель Программы: качественная подготовка компетентных специалистов, востребованных на рынке труда Новосибирской области. Задачи программы: 1.   Совершенствование образовательного процесса подготовки востребованных специалистов, с учётом потребностей работодателей, а так же с ориентацией на ТОР 50 востребованных профессий. 2.   Укрепление и модернизация материально-технической базы колледжа. 3.   Выстраивание, дальнейшее развитие и расширение системной профориентационной работы.
Сроки (этапы) реализации программы 2018 год.
Объемы финансирования (с расшифровкой
по годам и источникам финансирования
и исполнителям мероприятий программы)
В соответствии с приложениями №№2,3
Важнейшие целевые индикаторы.
Ожидаемые конечные результаты
реализации программы, выраженные
в количественно измеримых показателях
Целевые индикаторы: - удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности – 80%; - доля студентов профессиональных образовательных организаций, вовлеченных во внеурочную деятельность, от общей численности студентов профессиональных образовательных организаций – 35%;  - обновление учебно-лабораторного комплекса учебного заведения – 23 лаборатории; - сохранность контингента (отношение числа обучающихся на конец периода к числу обучающихся на начало периода) – 95%; - количество действующих и созданных ресурсных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов по компетенциям WSR – 2 центра; - доля профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку по новым Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям, от общего количества профессиональных образовательных организаций – 8 специальностей; - доля студентов по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практик; предоставление оборудования и материалов; участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), от общей численности студентов -100%; - доля лиц, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, прошедшим профессионально – общественную аккредитацию, к общему числу обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена – 100%; - количество выпускников образовательных организаций, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена по укрупненным группам специальностей в сферах промышленного производства, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи – 80%; - численность обучающихся в расчете на 1 педагогического работника (включая мастеров производственного обучения) – 16, 2 человека; - доля педагогических и руководящих работников, участвующих в программах стажировок в организациях, на базе ресурсных центров, в том числе за рубежом, от общего числа педагогических и руководящих работников - 34%; - количество учащихся общеобразовательных организаций, получивших профессиональную подготовку по программам политехнического и агротехнического направления в профессиональных образовательных организациях, дающую право на самостоятельную трудовую деятельность – не менее 150 человек; - количество молодежи, получившей услуги по профессиональной ориентации, от общего количества молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет – не менее 2000 человек.
Электронный адрес размещения
программы в сети Интернет
www.natk.ru

Введение

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»: среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Система подготовки кадров, созданная министерством труда занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, является важным элементом социально-экономической региональной инфраструктуры. В планах социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2018 год определены приоритетные направления формирования стратегии развития региона, а в частности: проведение реиндустриализации экономики, укрепление и развитие важнейших конкурентных позиций Новосибирской области, обеспечение эффективной трудовой занятости и увеличение доходов населения, обеспечение условий для получения качественного и доступного образования.

Перед профессиональными образовательными организациями региона поставлены следующие задачи:

  • создание эффективной системы подготовки рабочих кадров и повышение ее привлекательности для социальных партнеров, работодателей, обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • повышение качества разработки образовательных программ, привлечение ведущих работодателей к разработке вариативной части программ;
  • повышение качества образовательного процесса, внедрение инновационных образовательных технологий, создание условий для удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования;
  • обеспечение информационной открытости;
  • повышение качества педагогических кадров (повышение квалификации преподавателей профессионального цикла, мастеров производственного обучения, вовлечение в учебный процесс производственников, стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях и организациях реального сектора экономики);
  • модернизация материальной и учебно-лабораторной базы, создание условий обучения, соответствующих самому современному уровню производства, сферы услуг, создание высокотехнологических рабочих мест;
  • увеличение доли студентов профессиональных образовательных организаций, вовлеченных во внеурочную деятельность;
  • развитие механизмов сетевого взаимодействия профессиональных образовательных учреждений, средних общеобразовательных школ и лицеев города и области и ресурсных центров на основе отраслевой специализации;
  • участие в реализации, разработке и внедрении новых экономических механизмов, направленных на привлечение средств на развитие учреждения (разработка программ развития, участие в проектах, конкурсах, развитие системы дополнительных платных образовательных услуг);
  • мобильность, создание условий для организации обучения по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям;
  • развитие новых эффективных форм и методов профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи, в том числе учащихся общеобразовательных организаций Новосибирской области, на рынке труда Новосибирской области;
  • внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций, профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ.

В 2011 году по инициативе ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова» было принято решение о создании в нашем регионе научно-образовательного консорциума в области авиастроения. Работа велась при активной поддержке Правительства Новосибирской области. В консорциум, кроме самого предприятия, вошли: Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина, Профессиональное училище №1, Новосибирский государственный технический университет и Новосибирский авиационный технический колледж. С проектом создания консорциума Новосибирская область стала победителем конкурса региональных программ развития образования по направлению «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации».

В 2015 году по инициативе Сибирского государственного университета геосистем и технологий было принято решение о создании в нашем регионе ещё одного научно-образовательного консорциума – теперь в области приборостроения. Работа в этом направлении ведётся при активной поддержке Правительства Новосибирской области. В консорциум, кроме университета, вошло несколько профессиональных образовательных учреждений Новосибирской области, предприятия приборостроения Новосибирской области: АО «Швабе – Оборона и Защита» и др.

Основной целью созданного консорциума в области авиастроения является подготовка высококвалифицированного специалиста, а основной задачей в настоящее время является минимизация процесса адаптации выпускников образовательных учреждений в производстве. В 2015 году были заключены договора социального партнерства со средней общеобразовательной школой №165, лицеем №176, лицеем №22 «Надежда Сибири», гимназией №15 «Содружество». В рамках этой работы была организованна подготовка школьников, учащихся инженерных классов, к участию в соревнования по стандартам JuniorSkills, организован специализированный летний лагерь, на базе средней общеобразовательной школы №165, в период зимних каникул, проведена специализированная зимняя смена «Школа инженерного мышления». Результатом проделанной работы явились:

  • Hi-Tech 2015 соревнование по стандартам JuniorSkills - 1 и 2 место компетенция «Аэрокосмическая инженерия», 2 место – «Сетевое и системное администрирование».
  • Региональный отборочный чемпионат JuniorSkills , проводимый в рамках УчСиб 2016, - 2 место «Аэрокосмическая инженерия», 1 место - «Инженерный дизайн CAD».

По заданию ПАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация» (г. Москва) и в сотрудничестве с ООО «Международное агентство корпоративного образования» (г. Москва), на базе МДЦ «АРТЕК» (Крым), была организованна ежегодная летняя профильная смена, для победителей профильных конкурсов и олимпиад среди школьников, «Курс на взлет». Колледж является главным партнером ПАО «ОАК» в части разработки, организации и проведении смены. В работе над этим проектом приняли участие как преподаватели колледжа, так и студенты 2-4 курса нашего учебного заведения.

Результатом и показателем качества проведения данной смены явился совместный проект ПАО «ОАК» и нашего колледжа по созданию новой компетенции JuniorSkills «Производство и обслуживание авиационной техники».

В 2016 году компетенция была презентована на III Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности Hi-Tech 2016.

В 2017 году колледж был приглашен для проведения соревнований между школьниками по компетенции «Производство и обслуживание авиационной техники» в рамках корпоративного чемпионата ПАО «ОАК» в городе Ульяновск. В соревнованиях приняли участия команды школьников из трех регионов РФ.

В июне 2017 года команда колледжа, состоящая из преподавателей и студентов 2-4 курсов колледжа, провела совместно с ПАО «ОАК» и Международным агентством корпоративного образования, профильную смену «Курс на взлет!» в МДЦ АРТЕК, ставшую уже ежегодной. В смене приняли участие 50 школьников из всех регионов Российской Федерации. Участники смены, под руководством экспертов, собрали 5 моделей летательных аппаратов и установили на них систему дистанционного пилотирования. Торжественный запуск моделей стал эффектным завершением смены.

1. SWOT - анализ деятельности

ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака»

ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ
СИЛЬНЫЕ СЛАБЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
1. Высокий уровень квалификации преподавателей. 1. Большие затраты при обновлении и модернизацию учебно-лабораторной базы с учётом высокотехнологичных специальностей и специальностей входящих в ТОР 50 востребованных профессий. 1. Развитие сетевого взаимодействия с учебными заведениями общего образования и высшего образования. 1. Снижение объёмов и роста производства, связанных с экономическим кризисом, что приводит к сокращению заявок на подготовку кадров.
2. Большой производственный опыт преподавателей специальных дисциплин.
2. Развитие социального партнерства.
3. Выгодное местоположение в центре города. 2. Осуществление планирования сверху вниз. 3. Переход предприятий на импортозамещение, что неизбежно приведёт к росту потребности в специалистах с соответствующей квалификацией. 2. Отсутствие законодательной базы в сфере регулирования трудоустройства выпускников.
4. Связь с социальными партнерами (ПАО «Компания «СУХОЙ» «НАЗ им. В.П. Чкалова», ООО «Сибирь Техник», СИБНИА, АО «НАРЗ», АО «Швабе - Оборона и Защита»). 3. Слабая организация исследовательской работы студентов.
5. Возможность непрерывного образования. 4. Возрастная структура кадрового состава. 4. Участие в грантах и целевых программах. 3. Конкуренция со стороны родственных ПОУ и ВУЗов.
6. Социально-психологическая служба помощи студентам и содействия трудоустройству выпускников 5. Задержка в формировании и разработки деловой документации. 5. Улучшение качества состояния кабинетов и лабораторий, их технического оснащения. 4. Отсутствие социального пакета для молодого специалиста.
7. Поддержка творческих инициатив работников и студентов. 6. Контроль и анализ деятельности со стороны администрации. 6. Использование в обучении новых информационных технологий. 5. Отсутствие общежития.
8. Практико-ориентированная подготовка специалистов (часть занятий проводится непосредственно на предприятиях). 7. Недостаточное развитие внебюджетной деятельности колледжа. 7. Наличие большинства специальностей входящих в ТОР 50 востребованных профессий. 6. Несостыкованность стандартов WSR, профессиональных и государственных образовательных стандартов.
9. Сохранение и развитие традиций.   8. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг. 7. Отсутствие института наставничества на предприятиях.
10. Наличие уникальных специальностей. 9. Создание специализированного центра компетенций WSR.  
11. Высокая организация профориентационной работы.

2. Цели и задачи программы развития

Цель программы развития: качественная подготовка компетентных специалистов, востребованных на рынке труда Новосибирской области.

Задачи программы развития:

  1. Совершенствование образовательного процесса подготовки востребованных специалистов, с учётом потребностей работодателей, а так же с ориентацией на ТОР 50 востребованных профессий.
  2. Укрепление и модернизация материально-технической базы колледжа.
  3. Выстраивание, дальнейшее развитие и расширение системной профориентационной работы.

3. Совершенствование образовательного процесса подготовки востребованных специалистов, с учётом потребностей работодателей, а так же с ориентацией на ТОР 50 востребованных профессий

Фундаментальная перестройка профессионального образования подразумевает переход к системной подготовке специалистов новой формации, опирающейся на принцип субъектно-субъектных отношений, активно вовлекающей студентов в процесс их профессионального становления, нацеленной на развитие творческой активности личности. Молодежь, обучающаяся в колледжах, составит основную производительную силу третьего тысячелетия, и от того, какие гражданские, общественные, нравственные, профессиональные качества будут сформированы в ней сегодня, будет зависеть лицо общества XXI века.

Учитывая сегодняшнюю потребность работодателей Новосибирской области, одной из основных задач является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста, способного к продуктивной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в условиях развивающегося производства, владеющего современными и передовыми технологиями в своей специальности, умением использовать полученные знания при решении профессиональных задач.

На практике наши выпускники уже сегодня способны реализовывать подобные задачи, т.к. традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, уже много лет назад корректируется в соответствии с требованиями и первоочередными потребностями наших социальных партнеров. В рамках реализации данной задачи коллективом колледжа совместно с базовым работодателем Филиал ПАО «Компания «Сухой» «Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова» проделана большая работа.

Одной из важнейших компетенций, формируемых на базе колледжа, является использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Это связано с тем, что при строительстве современных летательных аппаратов активно используются информационные технологии: вместо чертежей и технической документации на бумажных носителях все создается в электронном формате с помощью специальных программных продуктов. В учебном плане предусмотрены дисциплины, в результате изучения которых обучающиеся овладевают знаниями и практическими навыками по работе с программными продуктами CAD/CAM/САЕ/PDM/PLM - систем.

При формировании профессиональных компетенций используется современное программное обеспечение: система автоматизированного проектирования NX Unigraphics, которая позволяет увидеть весь процесс обработки детали, Компас 3D – для проведения конструкторских работ и выполнения расчетов.

На протяжении последних лет колледж принимает активное участие в соревнованиях профессионального мастерства движения «Молодые профессионалы WSR». Мы можем гордиться результатами этой работы и опытом, приобретаемым участниками и экспертами нашего колледжа. 2015 год – студент нашего колледжа занимает 2 место в финале национального чемпионата рабочих профессий WorldSkillsRussia, в компетенции «Веб-дизайн». 2016 год – эта же компетенция приносит нашему колледжу 3 место в России, а параллельно этим блестящим результатам колледж участвует в таких компетенциях, как «Инженерный дизайн CAD» «Сетевое и системное администрирование» На 2016 – 2017 учебный год коллектив колледжа принял решение продолжить подготовку и участие в компетенциях:

  • «Веб-дизайн»;
  • «Инженерный дизайн CAD»;

А так же расширить список компетенций, дополнив его следующими компетенциями:

  • «Разработка программного обеспечения»;
  • «Полимеханика»
  • «Медицинская оптика»

В 2017 году в финале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WordSkills Russian), проводимом в г. Краснодар колледж занял 3 место в компетенции «Медицинская оптика».

В планах колледжа на 2018 год стоит разработка и реализация программ подготовки специалистов по наиболее востребованным специальностям и профессиям, входящих в ТОР 50, активное участие в движении «Молодые профессионалы», развитие сетевых форм взаимодействия как с общеобразовательными учреждениями, так и с производственными партнерами для реализации поставленной цели.

Результатом работы в данном направлении стало увеличение процента трудоустройства выпускников в течении одного года после окончании обучения с 65% в 2012 году до 76% в 2014. В 2015 году мы достигли показателя в 80% . В 2017 году показатель в 80 % будет выдержан.

Большое внимание в последние годы уделяется проблеме сохранности контингента, которая очень остро стоит перед коллективом колледжа. Сохранность контингента студентов в наше время – это фактор конкурентного преимущества учреждения профессионального образования. В ходе проведения экспресс-анализа организации учебного процесса в 2013 году, были выявлены проблемные зоны внутри коллеждского взаимодействия, и в ходе учебного 2014-2015 учебного года были проведены структурные изменения в рамках реализации внутреннего проекта «Воспитание, как часть образовательного процесса».

В 2015 году Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области было принято решение о реорганизации путем присоединения Новосибирского приборостроительного техникума имени Б.С. Галущака к Новосибирскому авиационному техническому колледжу.

Результатом присоединения явилось расширения перечня специальностей, по которым проводиться подготовка в Новосибирском авиационном техническом колледже.

Система кураторства, когда за каждой группой закреплён наставник, действует в колледже уже давно. Куратор держит связь с родителями и лицами их заменяющими, контролирует и анализирует посещаемость и успеваемость. Ежедневно идёт учёт посещаемости, ежемесячно проводится анализ посещаемости каждого конкретного студента, группы и по колледжу в целом. Для этого вводится новая форма журнала куратора. Теперь в одном документе можно будет отследить не только анализ поведения студентов, но проводимые куратором мероприятия по профилактике отсутствия студентов на уроках.

Помогает и координирует работу кураторов Социально-психологическая служба, которая тестирует и анкетирует студентов на предмет их адаптации и социализации в колледже. Тем, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях с сокурсниками, оказывается социально-психологическая помощь, а также профессиональную консультацию получают родители, кураторы и преподаватели. Эти меры направлены на улучшение условий обучения и индивидуального подхода с учётом особенностей личности.

Одним из основным направлений работы коллектива по повышению сохранности контингента в 2017-2018 учебном году будет работа по внедрение балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов, используемой при реализации модульно-компетентностного подхода обучения в колледже. Балльно-рейтинговая система призвана стать основным элементом управления учебным процессом и предназначена для регулярного оценивания качества его результатов.

Основной целью балльно-рейтинговой системы является определение качества освоения студентом основной профессиональной образовательной программы по специальности через балльные оценки и рейтинги по каждой дисциплине (профессиональному модулю). Она основана на накопительной системе оценки деятельности студента за все виды учебной работы (посещение занятий, работа на практических занятиях, выполнение лабораторных, контрольных, курсовых работ, участие во внеаудиторной научно-практической деятельности и т.д.).

Внедрение балльно-рейтинговой системы обеспечивает решение актуальных задач:

  • повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;
  • совершенствование уровня организации образовательного процесса в образовательном учреждении;
  • наличие дополнительных объективных критериев для работодателей при подборе кадров и заключении трудовых отношений.

Система обеспечивает:

  • формирование у студентов мотивации к регулярному посещению занятий, систематической работе (как аудиторной, так и самостоятельной);
  • упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля на основе развития накопленного опыта в учреждении;
  • развитие у студентов способностей к самооценке, как средству саморазвития и самоконтроля;
  • повышение состязательности в учебе для активизации личностного фактора на основе ранжирования реального места, занимаемого студентом среди сокурсников в соответствии со своими результатами;
  • получение, накапливание и представление всем заинтересованным лицам, в том числе родителям студентов, информации об учебных достижениях студента, группы за любой промежуток времени;
  • выявление лидеров и отстающих среди студентов с целью реализации индивидуального подхода в процессе обучения;
  • корректировку преподавателями учебного процесса и оказания воспитательного воздействия на студента;
  • объективную базу для поощрения студентов (назначение на академическую стипендию, оказание материальной помощи и т.п.);
  • отбор студентов для продолжения обучения в рамках многоуровневой системы и трудоустройства выпускников.

Анализ отечественной практики использования балльно-рейтинговой модели оценки подтверждает ее эффективность, но опыт работы по рейтинговой системе в среднем профессиональном образовании минимальный, и в основном ограничивается колледжами, входящими в состав университетов. Внедрение балльно-рейтинговой системы в образовательный процесс Новосибирского авиационного колледжа является экспериментальной педагогической деятельностью, включающей несколько этапов:

  • теоретическое обоснование и разработка Положения о внедрении балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в образовательный процесс ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака»;
  • подготовка кадрового состава (проведение обучающих семинаров, круглых столов, совещаний и т.д.);
  • индивидуальная работа преподавателей по формированию необходимого пакета методических материалов для каждой учебной дисциплины (профессионального модуля);
  • разработка и внедрение автоматизированного информационного сопровождения процесса использования системы;
  • реализация системы в образовательном процессе (экспериментальная деятельность);
  • анализ достигнутых результатов (по завершению каждого семестра), разработка методических рекомендаций по усовершенствованию работы системы, возможные корректировки процесса.

Балльно-рейтинговая система продуктивно сочетается с элементами дуального и сетевого обучения, реализуемыми в образовательном процессе колледжа на специальностях «Производство летательных аппаратов» и «Технология машиностроения».

В 2017 году колледж подал предложение по контрольным цифрам приема для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования в 2018/2019 учебном году. В предложение вошли следующие направления подготовки:

  • 12.02.09 Производство и эксплуатация оптических и оптикоэлектронных приборов и систем;
  • 09.02.07 Информационные системы и программирование;
  • 25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники;
  • 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем
  • 15.02.09 Аддитивные технологии;
  • 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям);
  • 15.02.08 Технология машиностроения;
  • 31.02.04 Медицинская оптика.

На сегодняшний день колледж ведет активную работу по формированию базы предприятий-партнеров, в планах которых есть внедрение новых технологий и соответственно существует перспективная потребность в специалистах, по указанным направлениям подготовки. Предприятия помогут сформировать список компетенций, которыми должен обладать специалист по той или иной из указанных специальностей, окажут поддержку в теоретической и практической подготовки будущих выпускников. Актуальность и новизна специальностей привлекает абитуриентов к нашему учебному заведению, повышает интерес к техническим и инновационным специальностям, а соответственно и интерес к обучению.

Думаем, что данная работа позволит сохранить показатель сохранности контингента на уровне 95%.

4. Укрепление материально-технической базы колледжа в тесном взаимодействии с работодателями

В настоящее время в колледже имеются образовательные программы, позволяющие осуществить подготовку молодого специалиста, согласно требованиям работодателя. Ядром образовательной политики колледжа является политика качества образования. Среди приоритетных направлений развития колледжа - сохранение и развитие лучших традиций учебного заведения, научная работа, информатизация учебного заведения, гибкое и своевременное обновление и модернизация учебно-материальной базы с ориентацией на потребности работодателей.

В рамках изложения предыдущих задач уже описывалась материально-техническая база нашего учебного заведения. Дальнейшие направления материально-технической оснащенности учебного процесса коллектив колледжа видит в следующем:

  • модернизация библиотеки колледжа, частичный перевод ее в электронный формат;
  • создание новой лабораториимастерской «Конструкция летательных аппаратов;
  • завершение создания специализированного центра компетенций WSR, проведение его аккредитации по нескольким компетенциям: «Инженерный дизайн CAD», «Медицинская оптика», «Полимеханика»;
  • приведение учебных аудиторий и лабораторий к современному и эстетическому состоянию.
  • модернизация лаборатории «Микропроцессорные системы», оборудованной микропроцессорами последнего поколения фирмы МИЛАНДР (Россия) на базе ядра Cortex;
  • создание специальной лаборатории «Производства и эксплуатации оптических и оптикоэлектронных приборов и систем»;
  • разработка проекта создания лаборатории «Аддитивные технологии» совместно с межрегиональным ресурсным центром «Наноиндустрия» и базовыми предприятиямипартнерами (АО «ШвабеОборона и Защита», Филиал ПАО «Компания Сухой» «Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова», ЗАО «НЭВЗКерамикс», ЗАО «Экраноптические системы», ОАО «Катод», НПП «ЭПОС», ООО «LOGEEKs»);
  • разработка проекта и создание специализированной лаборатории «Монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы» по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), входящей в ТОР 50 востребованных специальностей;
  • разработка проекта и создание специализированной лаборатории «Ремонт, монтаж и наладочные работы по промышленному оборудованию» по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), входящей в ТОР 50 востребованных специальностей;
  • разработка проекта и создание специализированной лаборатории «Дистанционное пилотирование беспилотных воздушных судов самолетного и вертолетного типа» по специальности 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем, входящей в ТОР 50 востребованных специальностей;
  • разработка проекта и создание специализированной лаборатории «Эксплуатации и обслуживания функционального оборудования полезной нагрузки беспилотного воздушного судна, систем передачи и обработки информации, а также систем крепления внешних грузов» по специальности 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем, входящей в ТОР 50 востребованных специальностей;
  • разработка проекта и создание специализированной лаборатории «Информационные технологии» по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, входящей в ТОР 50 востребованных специальностей;
  • создание специализированного WEBцентра для осуществления программ дистанционной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятийпартнеров, повышения качества и оптимизации процесса подготовки школьников к участию в соревнованиях движения «Молодые профессионалы» (JuniorSkills, HiTech);
  • создание на базе колледжа Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) с целью поддержка инновационного творчества детей и молодежи, в том числе в целях профессиональной реализации и обеспечения самозанятости, молодежного предпринимательства, а так же техническая и производственная поддержка детей и молодежи, субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку перспективных видов продукции и технологий.

Давно требовала модернизацию библиотека колледжа. Ежегодное обновление учебников конечно важный и необходимый процесс, но в последние годы, в связи с бурным развитием информационных технологий, меняются и представления о задачах библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре. Важнейшая функция библиотеки – обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников, а библиотекаря все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации, которая количественно удваивается каждые пять лет.

Входящая в третье тысячелетие современная библиотека должна стать не просто книгохранилищем, а своеобразным «электронным архивом», единственным местом, где предоставляется доступ к информации и на ее традиционных носителях, и в электронном виде.

В библиотеке колледжа планируется проведение капитального ремонта, закупка современного оборудования для книгохранилища, оснащение работы компьютерным и коммуникационным оборудованием.

Следующим направлением обновления учебно-материальной базы должна также стать лаборатория «Конструкция летательных аппаратов». В настоящее время имеются ряд кабинетов и лабораторий, в которых студенты осваивают знания аэродинамики, конструкции и двигатель летательных аппаратов, бортовых систем и т.п. Практически всё оборудование в них – это лабораторные стенды, созданные в 70-х и 80-х годах прошлого столетия. В настоящий момент после отработки на них базовых вопросов аэродинамики и конструкции летательных аппаратов, преподаватели колледжа используют реальное производство на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова, Сибирском научно-исследовательском институте им. С.А. Чаплыгина, Новосибирском авиаремонтном заводе.

Для систематизации лабораторной базы, приобретенной в последнее время и для её обновления, в помещениях учебно-производственных мастерских необходимо создание новой лаборатории-мастерской по конструкции современных летательных аппаратов. В 2017-2018 годах необходимо совместно с социальными партнерами в рамках авиастроительного консорциума разработать проект такой лаборатории, который должен включать с себя сборочный участок с современным стапельным оборудованием, современное высокоточное контрольно-измерительное оборудование, участок автоматизации написания технологических процессов, а так же другое современное оборудование, применяемое в производстве и сборке летательных аппаратов.

Наличие лаборатории «Конструкция летательных аппаратов» позволит не только повысить качество подготовки специалистов данного направления, но и обеспечит высокое качество подготовки школьников к соревнованиям, по разработанной колледжем новой компетенции «Производство и обслуживание авиационной техники», в рамках сетевого взаимодействия при подготовки к участию в JuniorSkills и Hi-Tech.

Основным направлением деятельности коллектива колледжа в рамках решения поставленной задачи – создание на площадях колледжа ресурсного центра сложной механообработки.

Для отработки профессиональных компетенций студентов в области машиностроения и сервисного обслуживания металлообрабатывающего оборудования с программным управлением в колледже созданы и функционируют:

  • лаборатория создания управляющих программ (пятнадцать тренажеров-симуляторов стоек Fanuc и Siemens, фрезерный станок с ЧПУ, токарный станок с ЧПУ, предназначенные для отработки навыков программирования в G-кодах и встроенных циклах разных систем. Так же на всех рабочих местах установлена современная CAD/CAM/CAE/CSE система NX9, предназначенная для автоматизированного расчета управляющих программ.);
  • лаборатория-тренажер отработки профессиональных компетенций мастера участка (мастера цеха) (включает в себя четырнадцать компьютеризированных рабочих места, интерактивную доску с проектором и программное обеспечение, комплекс позволяет моделировать различные ситуационные условия в рамках профессиональных компетенций мастера, как например, расстановка рабочих, назначение сменно-суточного задания, корректировка и управление течением технологического процесса, действия в нештатных ситуациях);
  • аэродинамическая лаборатория;
  • мультимедиа лаборатория.

Завершением создания ресурсного центра должен стать учебно-демонстрационного производственного участка (УДПУ), который позволит осуществлять образовательную деятельность по следующим направлениям:

  • подготовка техников-технологов по обработке деталей на «сложных» станках с ЧПУ (одновременная работа на 4х и 5х осях);
  • подготовка специалистов по ремонту, наладке и обслуживанию систем ЧПУ на примере станочных комплексов иностранного производства с системами управления типа FANUK, Siemens , Haidenhain.

Помимо обучения в УДПУ можно будет организовать разносторонние консультации по производственным вопросам сложной механообработки, разработки управляющих программ, использованию современного режущего инструмента, использовать потенциал студентов и социальных партнеров для решения задач Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова и АО «Швабе – Оборона и Защита».

В настоящий момент, один из социальных партнеров готов разместить на площадке колледжа в рамках участия в софинансировании программы развития на 2018 год:

  • 4-х осевой фрезерный центр Filler VMP 30A;
  • 4-х осевого токарно-фрезерного центра Filler FTS 350 SLY.

Для полного комплектования необходимо:

  • приобретение 5-ти осевого станочного оборудования,
  • дополнить существующее программное обеспечение следующими CAD-CAM программами: SolidWorks, 3D-САПР Autodesk Inventor.

Компьютерные лабораторий колледжа оснащены компьютерными перефирийным оборудование. В них изучается весь спектр компьютерных программ в области компьютерного моделирования. В 2014-2015 году коллектив колледжа проделал работу по подготовки студентов колледжа для участив в соревнованиях под эгидой WorldSkills по компетенции «Специалист САПР (CAD)». Результатам этой работы явились хорошие результаты в рамках движения WorldSkills. Более того, коллектив колледжа принял участии в подготовки учеников СОШ 165 для участия в программе JuniorSkills (являющейся частью движения WorldSkills), и нас поддержал Филиал ПАО «Компания Сухой» «Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова», который выступил организацией-заявителем. Итогом явились первые и вторые места учеников школы 165 на чемпионате Hi-Tech 2015 в г. Екатеринбурге. Студенты колледжа неоднократно были победителями в различных конкурсах, проводимых разработчиками САПР-программ, а сотрудники колледжа являются экспертами различного уровня по системе WorldSkills и поэтому мы уверены в хороших результатах и в движении «Молодые профессионалы» WorldSkillsRussia.

На текущий момент, в связи с улучшением и усложнением программного обеспечения, применением технологий 3D визуализации становиться актуальным вопрос обновления парка персональных компьютеров и станций колледжа.

На 2018 год запланировано обновление парка ПК и вычислительных станций. Это позволит обеспечить высокое качество подготовки специалистов по существующим программам подготовки, а так же реализовать подготовку специалистов по профессиям и специальностям, входящих в ТОР 50 востребованных профессий.

Весной 2016 года преподаватели нашего колледжа прошли подготовку в базовом центре подготовки и обучения в г. Москве.

Как было сказано ранее, колледж ведет активное взаимодействие с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» по вопросу внедрения новой компетенции для соревнований по стандартам JuniorSkills «Производство и обслуживание летательных аппаратов». Апробация новой компетенции прошла в июне 2016 года на базе МДЦ «АРТЕК» в рамках профильной смены «Курс на взлет», проводимой ПАО «ОАК».

В 2016 году в рамках III Национального чемпионата рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности Hi-Tech 2016 в г. Екатеринбург состоялась презентация компетенции. В соревновании приняли участия команды школьников Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Главным экспертом был преподаватель нашего колледжа, разработчик компетенции Быков В.В. Команда из Новосибирска (Лицей №22 «Надежда Сибири») заняла 2 место.

В июне 2017 года данная компетенция впервые была проведена в рамках корпоративного чемпионата ПАО «ОАК» в городе Ульяновск. Колледж выступит в качестве главного технического партнера по данной компетенции. Было разработано уникальное задание, а сборочные элементы (нервюры силового каркаса, элементы обшивки, элерон) используемые при выполнении задания, были изготовлены в Филиале ПАО «Компания «СУХОЙ» «Новосибирский авиационный завод им.В.П. Чкалова» и полностью соответствовали требованиям изготовления изделий авиационной промышленности.

Формирование в УДПУ современной производственной базы позволит увеличить прикладной характер выпускаемых специалистов, которые уже в процессе обучения смогут в реальных условиях участвовать в технологическом процессе по обработке современных материалов, с применением современных режущих инструментов, участвовать в разработке технологий сложной механообработки на 4-5 осях при фрезерных работах и 3-4 осях при токарной обработке, которые представляют сегодня наибольший промышленный интерес среди предприятий авиастроительной отрасли.

В итоге мы сможем получить интеграцию образовательного процесса и экспозиционно-производственной деятельности, которая будет способствовать повышению качества подготовки и переподготовки выпускников на нашем базовом предприятии-работодателе.

В 2014 году коллектив колледжа сделал первый шаг к созданию центра сертификации квалификаций в IT отрасли. Был произведен отбор базовых компетенций, необходимых выпускникам при трудоустройстве по IT специальностям. Отремонтирована базовая лаборатория. Закуплено новое современное оборудование:

  • типовой комплект учебного оборудования «Сети сотовой связи GSM» (предназначен для проведения лабораторно-практических работ с целью получения базовых знаний и практических навыков в программировании и настройке контроллера GSM, являющегося базовой частью любого GSM-телефона; позволяет изучать основы мобильных сетей передачи данных, а также энергопотребление модуля в зависимости от различных факторов; возможна интеграция с другими стендами, содержащими микроконтроллер, позволяя изучать основы построения современных телефонов, трекеров и других устройств, использующих мобильные сети передачи данных);
  • типовой комплект учебного оборудования «Монтаж и эксплуатация структурированных кабельных систем SKS» (предназначен для проведения лабораторно-практических работ с целью получения опыта и навыков в области монтажа и администрирования структурированных кабельных компьютерных сетей); 
  • паяльные станции (предназначены для обучения навыкам пайки сложных элементов электроники (мосты на материнских платах, процессоры на видеокартах и др.);
  • интерактивная доска.

В 2015 году работа была продолжена по следующим направлениям:

  • разработка учебно-методических материалов;
  • отработка с работодателями документации и процедур сертификации квалификаций;
  • дальнейшее обеспечение лаборатории современным оборудованием.

В 2015 году, в целях повышения квалификации, преподаватели специальных дисциплин колледжа, прошли практическое обучение на базе ЗАО «РиМ». Основной задачей являлось получение и усовершенствование практических навыков программирования современных микропроцессорных систем. После прохождения обучения было принято решение о создании отдельной лаборатории «Микропроцессорных систем», что позволит подготавливать и выпускать специалистов по специальностям «Компьютерные системы и комплексы» и «Программирование компьютерных систем» максимально приближенно по уровню компетенций, заявленных работодателями.

Актуальность указанной лаборатории вызвана постоянными изменениями в IT – отрасли. Рынку необходимы профессионалы, знакомые с последними тенденциями ранка IT, технологиями цифрового контроля и управления, а соответственно и программирования. Колледж сделал акцент на отечественных разработках, которые и должны лечь в основу лаборатории «Микропроцессорные системы».

Развитие приборостроения в Новосибирской области ставит перед колледжем задачу повышения качества подготовки специалистов в указанном направлении. На текущий момент колледж осуществляет подготовку специалистов по специальности 12.02.05 Оптические и оптико-электронные приборы и системы, но развитие отрасли, новый Федеральный государственный образовательный стандарт подводит нас к принятию решения об изменении направления подготовки.

В связи с этим актуальным стал вопрос создания современной специализированной лаборатории «Производства и эксплуатации оптических и оптико-электронных приборов и систем».

Специалисты по данному направлению востребованы одним из базовых предприятий колледжа – АО «Швабе – Оборона и Защита», а так же такими предприятиями как ЗАО «НЭВЗ-КЕРАМИКС», ОАО «Завод ЭКРАН» и другими предприятиями города и области. Но требования к специалистам, за последнее время, значительно выросли. И теперь на предприятия требуются специалисты со знанием современных технологий, с навыками работы на современном и высокотехнологичном оборудовании, умением разрабатывать и использовать современные оптико-электронные приборы. Указанная лаборатория направлена на подготовку таких специалистов. Приобретение новейшего оптико-электронного оборудования позволит расширить спектр проводимых лабораторных и практических работ, привьет студентам навыки работы на современном оборудовании, добавит в обучающий процесс элементы научных экспериментов.

Часть оборудования для указанной лаборатории была приобретена в 2017 году. На 2018 год намечена работа по приобретению оставшегося оборудования и приборов.

Аддитивные технологии являются наиболее перспективными технологиями ближайшего будущего. Уже сегодня их применение на ряде предприятий позволяет снижать себестоимость выпускаемой продукции, сокращать время производства, а так же производить изделия, производство которых традиционными методами либо очень трудоемко и дорого, либо вовсе невозможно. Аддитивные технологии становятся частью современного производства, а специалистов в указанном направлении катастрофически мало.

В авиационной и медицинской промышленности остро стоит задача модернизации существующих и внедрения новых технологий. Цифровые и аддитивные технологии позволяют производить детали, которые трудно или невозможно изготовить традиционными технологиями – механообработкой, литьем и т. д. Именно применение аддитивных технологий позволяет в полной мере реализовать основные принципы создания материалов нового поколения, заложенные в стратегических направлениях развития материалов и технологий на период до 2030 года, которые базируются на результатах фундаментальных и фундаментально-ориентированных исследований, полученных ведущими научно-исследовательскими организациями совместно с институтами РАН.

Применение аддитивных технологий обеспечивает:

  • изготовление сложнопрофильных и уникальных деталей с минимальным использованием дорогостоящей оснастки и механообработки;
  • повышение рентабельности производства малой серии и эксклюзивных вариантов;
  • возможность создания комплексных, интегрированных деталей за один технологический цикл;
  • управление физико-механическими свойствами создаваемого изделия. 

К аддитивным технологиям, имеющим наибольшие перспективы в авиационной отрасли, относятся: селективное сплавление металлических порошков, спекание высокотемпературных пластиковых материалов, изготовление деталей из керамических порошков, а также лазерная наплавка металлических порошков (LMD). Селективное сплавление позволяет получать детали непосредственно из порошка, минуя или минимизируя промежуточные и подготовительные операции (разработка и изготовление литейной или штамповой оснастки, механическая обработка и т. д.). По предварительно построенной CAD модели происходит послойное «выращивание» детали при выборочном сплавлении частиц порошка в соответствии с геометрией поперечных сечений детали. Толщина слоя при этом может варьироваться от 20 до 100 мкм. Одновременно можно выращивать сразу несколько деталей, количество и размер которых ограничиваются только габаритами рабочего пространства оборудования.

Аддитивные технологии с полным основанием можно отнести к достижениям XXI века, они имеют огромный потенциал в деле снижения затрат на создание самых разнообразных видов продукции. Можно сделать вывод о том, что степень использования аддитивных технологий в материальном производстве является верным индикатором индустриальной мощи государства, индикатором его инновационного развития. 

Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака всегда шел в ногу с развитием технологий производства. Мы всегда готовили, и будем готовить, специалистов, отвечающих требованиям современного производства. В 2016 было принято решение о создании проекта лаборатории «Аддитивных технологий» на базе нашего колледжа и в 2017-2018 году эта работа будет продолжена.

Введение начала подготовки специалистов по данному направлению позволит своевременно обеспечивать современные производства кадрами. Наличие лаборатории «Аддитивные технологии» является неотъемлемой частью качественной подготовки специалистов. Лаборатория будет носить междисциплинарный характер и давать возможность работать как с современными системами 3D моделирования, так и заниматься созданием прототипов изделий, осуществлять соединение традиционных технологий вычитания материала заготовки с аддитивными методами послойного выращивания.

В последние годы происходит значительное обновление парка оборудования на предприятиях города. Это приводит к значительной потребности в специалистах, владеющими современными технологиями ремонта, монтажа и пуско-наладочных работ промышленного оборудования. Современное промышленное оборудование это сложные технологические агрегаты, которые включают в себя механические узлы, сложные электрические цепи, микропроцессорные системы контроля, электронные датчики и стойку числового программного управления. Все это требует высокой квалификации специалиста, который ведет ремонт, монтаж и пуско-наладку такого оборудования. Знания такого специалиста во многом базируются на знаниях микропроцессорных систем, умении разобраться с электрическими цепями и программировании электронной системы управления. Потребность в таких специалистах в процессе реиндустриализации производств будет только расти. На сегодня данные функции выполняют специалисты сервисных центров заводов-производителей промышленного оборудования. Но как показывает практика из услуги обходятся значительно дороже, а так же имеют ряд недостатков, по сравнению с наличием специалиста на предприятии.

В новом ФГОС введена специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) и имея опыт подготовки специалистов по специальностям 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы и 15.02.08 Технология машиностроения колледжем было принято решение о включении в предложение по контрольным цифрам приема для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования в 2018/2019 учебном году указанной специальности.

Лаборатории по ремонту, монтажу и наладочным работам по промышленному оборудованию будут являться неотъемлемой частью в процессе подготовки таких работников. Было принято решение в 2018 разработать проект таких лабораторий и начать процесс их создания.

Ещё одним перспективным направление развития учебного заведения станет внедрение специализированного WEB-центра. На сегодняшний день идет активное взаимодействие колледжа с предприятиями-партнерами не только с целью организации практического обучения студентов, он и по программам повышения квалификации, подготовки и переподготовки сотрудников предприятий. WEB-центр может стать эффективным инструментом организации такой работы, поможет укрепить связи с предприятиями расширить диапазон взаимодействий. Этот цент так же будет являться мощным инструментом работы со школами города и области. На сегодня процесс подготовки команд школ города и области к соревнования по различным компетенциям движения «Молодые профессионалы» (JuniorSkills) или получения профессии по окончании школы связан с организацией лекционных и практических занятий как на базе школы (если она имеет соответствующее оборудование или лаборатории) или на базе колледжа. Школы вынуждены приезжать в колледж для проведения не только практических, но лекционных занятий. Цент позволит сократить затраты на проведение лекционных занятий, оптимизировать временные и человеческие ресурсы.

Специальность «Медицинская оптика» - относительно новое в нашей стране направление в сфере среднего профессионального образования. Сфера деятельности специалистов этого профиля - вся технологическая цепочка по обеспечению населения средствами коррекции зрения (диагностика рефракции, изготовление и последующая реализация средств коррекции зрения населению).

Приборостроительный техникум связан с рынком медицинской оптики еще с 1999 года, когда студенты ПУ № 41 осваивали специальность сборщик очков и принимали участие в мониторинге оптического рынка г. Новосибирска. С 2010 года Приборостроительный техникум начал подготовку открытия специальности «Медицинская оптика», актуальность которой была очевидна в силу быстрого развития оптического рынка с одной стороны и полного отсутствия в регионе образовательных учреждений этого направления с другой.

После предварительной консультационной работы и при содействии ключевых участников рынка «Ассоциации производителей средств коррекции зрения», оптического журнала «Веко» и других, в 2012 году была получена лицензия на подготовку, переподготовку и повышение квалификации по специальности «Медицинская оптика». А в 2013 году был проведен первый набор абитуриентов на эту специальность. ( В первую очередь был решен кадровый вопрос - в связи с введением специальных дисциплин к преподаванию были привлечены инженеры-оптики и врачи-офтальмологи.

Для пополнения материально-технической базы была начата работа с министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области по обоснованию необходимости оснащения специализированных лабораторий.

Параллельно велась работа по развитию социального партнерства с реальными участниками рынка - сетями оптических магазинов. Первым таким партнером стала крупнейшая российская сеть - «Интероптик». В дальнейшем социальными партнерами стали и другие оптические компании и сетевые структуры.

Благодаря сотрудничеству с Санкт-Петербургским медико-техническим колледжем, который является базовым в России по данной специальности, значительно обновилось методическое обеспечение учебного процесса.

Все это позволит колледжу вести подготовку профессионалов по специальности «Медицинская оптика» на современном уровне и перейти к созданию Ресурсного центра «Новосибирская школа медицинской оптики».

Миссия Ресурсного центра заключается в создании и наращивании содержательных, материально-технических, кадровых и прочих ресурсов для организации системы подготовки и аттестации кадров для современной отрасли оптической коррекции зрения. Данная система должна быть плотно интегрированной в мировую отрасль оптической коррекции зрения, занимать в ней активную социальную позицию и выполнять, помимо воспроизводственной, экспертные, консультационные и исследовательские функции.

В 2016 году, в рамках исполнения плана развития учебного заведения на 2015-2016 учебные годы, приобретено специализированное высокотехнологическое оборудование для лаборатории офтальмологических приборов. Данное оборудование позволит повысить качество подготовки специалистов по направлению «Медицинская оптика», а соответственно укрепит тенденцию стабильного трудоустройства выпускников.

На 2017-2018 учебном году колледж внес в план создание на своей базе Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). Его цель - поддержка инновационного творчества детей и молодежи, в том числе в целях профессиональной реализации и обеспечения самозанятости молодежного предпринимательства, а так же техническая и производственная поддержка детей и молодежи, субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку перспективных видов продукции и технологий. С этой целью колледж планирует провести переговоры и принять участие в соответствующем гранде на организацию, оснащение и ввод в работу соответствующего центра.

5. Выстраивание, дальнейшее развитие и расширение системной профориентационной работы

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодого поколения, поскольку намерения значительной части школьников зачастую не соответствуют потребностям государства в кадрах определенной профессии.

Как показывают многочисленные исследования, молодежь не имеет знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений.

Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и профессиональными устремлениями молодежи, то есть, по своему назначению, система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к работе.

Цель проекта «Профориентация», реализуемого в колледже – создание системы действенной профориентационной работы, которая бы способствовала формированию у школьников потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в городе, области, регионе, стране и пополнить ряды студентов колледжа профориентированными студентами.

В рамках данного проекта реализуются задачи:

  • максимальное информирование учителей, школьников и их родителей о колледже, специальностях и о требованиях к личности и компетенциям будущего специалиста;
  • активизация познавательной деятельности подростков в поиске специальности в соответствии со своими возможностями и психологическими особенностями;
  • создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности, связанных с будущей специальностью;
  • формирование профессиональной направленности лич­ности и мотивов выбора специальности;
  • формирование профессионального намерения школьников и оказание помощи в его реализации;
  • анализ адаптации выпускников школы в учреждениях среднего профессионального образования;
  • изучение эффективности комплексной профориентационной работы.

Целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору специальности даст возможность школьникам приобрести дополнительные знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор и осознанно стать студентами ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака».

Итогом реализации проекта в колледже уже стало:

  • увеличение количества заявлений абитуриентов на все специальности во время работы приёмной комиссии (Лидирующая позиция среди СПО г.Новосибирска);
  • набор абитуриентов с повышенным уровнем профессионального самоопределения;
  • высокий уровень мотивации обучения студентов по спецдисциплинам;
  • конкурентоспособность колледжа на рынке образовательных услуг.

В рамках проекта педагогические работники проводят:

  • профессиональное просвещение – включает в себя работу по повышению узнаваемости колледжа, специальностей, смежных специальностей, личностных и профессионально важных качеств человека, существенных для самоопределения; предоставление сведений об уровнях профессиональной подготовки; возможностях трудоустройства; повышении квалификации; рынке труда и занятости города и области.
  • профессиональная диагностика – изучение характерных особенностей личности школьников: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
  • профессиональное консультирование – помощь в определении наличия и направленности профессиональных интересов и склонностей школьников, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирование о содержании и условиях труда в рамках интересующей специальности; знакомство с правилами принятия решения и планирования профессионального пути.
  • посещение городских и областных ярмарок профессий и ярмарок учебных мест; организация и проведение ярмарок учебных мест, Дней открытых дверей, экскурсий в колледж и на предприятия, тематических интеллектуальных игр, учебных занятий на базе колледжа, встреч и круглых столов с работодателями;
  • проведение ярмарки работодателей на базе колледжа (цель- презентация предприятий, возможность заключения договоров целевой подготовки кадров со студентами)
  • освещение деятельности колледжа в средствах массовой информации;
  • заключение договоров и соглашений о сотрудничестве;
  • расширение социальных связей.

В ходе реализации проекта наладились тесные взаимовыгодные отношения с:

  • школами города Новосибирска и области;
  • районными и городскими центрами занятости населения;
  • Центром развития профессиональной карьеры;
  • СП «Ника» Центр «Родник»;
  • печатные, телевизионные, электронные СМИ.

Проводится большое количество мероприятий:

Экскурсии школьников в колледж

  • у ребят есть возможность увидеть учебное заведение и его материально-техническую базу, пообщаться со студентами, задать вопросы преподавателям.
  • Дни открытых дверей
  • прекрасная возможность для абитуриентов и их родителей узнать условия приёма, обучения, прохождения практики, перспективе трудоустройства, новых направлениях подготовки в колледже.

Летом 2015 года, в рамках договора социального партнерства и выстраивания программы сетевого образовательного процесса, преподаватели Новосибирского авиационного технического колледжа провели на базе СОШ №165 летний лагерь в рамках проекта «Инженерные классы». Ребята с преподавателями занимались по направлениям: инженерная графика, мехатроника, робототехника. Взаимодействие на этом не остановилось. Осенью 2015 года был подписан договора о сетевом образовательном процессе, который позволил расширить взаимодействия, повысить узнаваемость и популярность Новосибирского авиационного технического колледжа у учащихся школы (будущих студентов). Данная работа привлекла внимание других СОШ и сегодня договора сетевого взаимодействия подписаны с гимназией №22 «Надежда Сибири», гимназией № 15, лицей №176, торгово-экономический лицей г.Новосибирска, лицей №179.

В 2016 и 2017 годах в рамках сетевого взаимодействия сотрудники колледжа совместно со студентами старших курсов провели циклы занятий по Инженерной графики, Сетевому и системному администрированию, Информатики, Компьютерной графики. Была проведена специализированная подготовка ребят по компетенции «Производство и обслуживание авиационной техники». Занятия проводились со школьниками лицея 179, гимназии №22 «Надежда Сибири». В 2017-2018 учебном году данная работа будет продолжена и расширена в связи с планами реализации подготовки в колледже специалистов по профессиям и специальностям, входящих в ТОР 50 востребованных профессий.

Ярмарки учебных мест в городе и области

  • особый способ общения преподавателей колледжа и школьников. На ярмарке можно по желанию пройти несложное тестирование на определение технических способностей (тесты Беннета), разгадать кроссворды и ребусы о технике и законах физики, получить подробную информацию об условиях поступления, получить на память сувениры с логотипами колледжа, буклеты и справочники с информацией о деятельности колледжа.

География участия в ярмарках очень обширна: г. Новосибирск, с. Ташара, с. Вагайцево, г. Бердск, р.п. Колывань, г. Искитим, г. Обь, р.п. Линёво, Академгородок, с. Берёзовка, Мошковский район.

Размещение информации в СМИ

Колледж использует все возможности информирования заинтересованных граждан о деятельности колледжа. Это размещение информации на официальном сайте колледжа, на сайте Минтруда, в справочниках («Абитуриент Сибири-2016», «Справочник профессиональных образовательных учреждений Новосибирской области», «Образование в Сибири»), газетах и журналах («Советская Сибирь», «Аргументы и факты»); на сайтах социальных партнёров (Новосибирская областная юношеская библиотека, художественный музей, Центр развития профессиональной карьеры, НАЗ им. В.П. Чкалова, Центр «Родник», СП «Ника»); в Интернете (EduScan.net, uchsib.ru, nsk.ucheba.ru, uchinfo.ru), в теле- и радиоэфире (новости и передачи Первого канала, канала ОТС, радио «Мост»).

Экскурсии на базовые предприятия

Профориентационная работа продолжается и со студентами. Все первокурсники посещают базовые предприятия. И после экскурсий на заводы ребята хорошо ориентируются в своей будущей профессиональной деятельности.

В 2017 году в рамках ознакомления с предприятиями авиационной отрасли г. Новосибирска все студенты 2 курса специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов посетили ОА «Новосибирский авиаремонтный завод». Это были специально организованные посещения предприятия, на которых студентам не только рассказывалась история предприятия, но и подробно показывались цеха и отделы их, в перспективе, будущей работы.

Корпоративные слёты, конференции, форумы, круглые столы

Особое внимание хочется обратить на совместные профориентационные мероприятия с Новосибирским авиационным заводом им. В.П. Чкалова. Ежегодно на корпоративные слёты молодёжи завод приглашает студентов авиационного лицея, колледжа, НГТУ (факультет летательных аппаратов), молодых специалистов завода. В неформальной обстановке происходит общение студентов и работников завода, ребята узнают, что такое корпоративный дух. Будучи студентами, они становятся частью коллектива завода.

Встречи на круглых столах и конференциях с участием работодателей, преподавателей, работников центров занятости населения, специалистов министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области и обучающихся всех уровней позволяет выявить различные проблемы в сфере образования и трудоустройства. И находить пути совместного решения этих проблем.

В 2016 году колледж провел на своей базе заключительный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 24.00.00 «АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА» На протяжении последних трех лет студенты колледжа заняли весь пьедестал: 2012 год – 1 место; 2013 год – 3 место; 2014 год – 2 место и этот год не явился исключением – 2 место и победа в отдельной номинации «Лучший технологический процесс».

Такое социальное партнёрство позволяет эффективно действовать в системе: школьник – студент – практикант – молодой специалист – квалифицированный компетентный востребованный специалист.

В 2017 году, реализую план программы развития на 2016-2017 год, колледж провел цикл дней открытых дверей и профориентационных выездов. Данные указаны в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 Дни открытых дверей.

 

Дата проведения
Дней открытых дверей и экскурсий
Количество участников
23 сентября 2016 года 97
28 сентября 2016 года 25
06 февраля 2017 года 131
07 февраля 2017 года 83
08 февраля 2017 года 74
18 марта 2017 года 64
15 апреля 2017 года 80
13 мая 2017 года 82
26 мая 2017 года 28
21 июня 2017 года 13
Итого 677

Таблица 2 Выездные профориентационные мероприятия

  Дата проведения ярмарки  Место проведенияЧисленность школьников, посетивших ярмарку, чел.
28 сентября 2016 года г. Искитим 610
18 октября 2016 года р.п. Колывань 250
26 октября 2016 года р.п. Линёво 200
26 октября 2016 года г. Бердск 380
03 декабря 2016 года г. Новосибирск, школа № 105 56
17 февраля 2017 года г. Болотное 350
17 февраля 2017 года г. Новосибирск, Новосибирская областная юношеская библиотека 69
01 марта 2017 года г. Бердск 610
05 апреля 2017 года г. Новосибирск, Центр занятости населения Советского района 500
10 апреля 2017 года р.п. Коченево 220
11 апреля 2017 года г. Новосибирск, ДК им. Горького 400
20-21апреля 2017 года г. Новосибирск, МБУДО ЦРТД ИЮ «Заельцовский» 167
19 мая 2017 года г. Новосибирск, школа-интернат № 37 79
Итого 3891

Участие в социально-значимых акциях

Трудовой десант, «Алая капелька», творческие мероприятия для ветеранов, Пост № 1, волонтёрское движение, отряд охраны правопорядка, строительный студенческий отряд. Все эти мероприятия не проходят мимо взглядов школьников и их родителей и повышают интерес к обучению именно в Новосибирском авиационном техническом колледже.

Неотъемлемым компонентом профориентационной работы являются кружки технического творчества: авиамодельная мастерская и аэродинамическая лаборатория. Проект предусматривает появление студенческих клубов (кружков профессиональной направленности) на всех специальностях.

В колледже накоплен значительный опыт реализации профессиональной направленности в воспитательном процессе. Историческая среда колледжа является уникальной, что позволяет применять в образовательном процессе методы и формы музейной педагогики. Данная инновационная педагогическая технология является эффективным ресурсом, оптимизирующим формирование общих и профессиональных компетенций при подготовке специалистов. Музейное пространство колледжа включает в себя два подразделения: Аэродинамическая лаборатория – колыбель развития аэродинамики в Сибири и Музей колледжа, созданный в 1983 г. Аэродинамическая лаборатория существенно модернизирована и широко используется для экскурсионной, проектной и научно-исследовательской деятельности. Музей колледжа - комплексная экспозиция, включающая материалы об истории авиации, основных вехах в развитии колледжа, выпускниках. В настоящее время в колледже силами преподавателей и студентов началась работа по реставрации музея. Причинами стали необходимость ремонта помещения и обновление содержания экспозиции.

В колледже создан Совет музея, командой которого разработан проект «Музейная педагогика в системе подготовки специалиста». В планах – создание виртуального музея колледжа, позволяющего экономить реальное аудиторное пространство и использовать информационно-коммуникативные технологии; организация более тесного взаимодействия с музеями системы профессионального образования области.

Реализация проекта предполагает расширение внешних связей и соответствующее финансирование.

Музей создаёт в коллективе особый микроклимат, формирует положительный имидж учреждения, повышающий его привлекательность и конкурентоспособность.

Результатами комплексной профориентационной работы со студентами являются:

  • повышение уровня мотивации обучения студентов по спецдисциплинам;
  • высокий процент трудоустройства выпускников колледжа на производство;
  • конкурентоспособность колледжа на рынке образовательных услуг.

Резервами в организации профориентационной работы выступают: расширение сотрудничества с работодателями, развитие материально-технической базы специальностей, реализация проектной технической деятельности.

Основными направлениями работы в 2018 году, при реализации проекта «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» колледж считает:

  • экскурсии по лабораториям и кабинетам учреждений, проведение в спецлабораториях колледжа профильных экспериментов;
  • помощь в организации и обеспечении летних и зимних профильных смен, которые активно проводят школы.
  • помощь в создании инженерных классов с последующей подготовкой школьников к участию в чемпионатах Джуниорскиллс.

Эти мероприятия позволят обеспечить высокий процент набора абитуриентов, повысит их мотивацию к получению инновационных и востребованных технических специальностей, а соответственно повысить уровень подготовки специалистов.