Настройки отображения

Размер шрифта в процентах
Цвет сайта
ц
ц
ц
ц
Наверх

1 Область применения

1.1 Настоящий Порядок является внутренним локальным документом, определяющим структуру, порядок разработки и утверждения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее - ОПОП СПО) на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, реализуемых в колледже.

1.2 Настоящий Порядок обязателен к использованию всеми структурными подразделениями, отвечающими за реализацию ОПОП СПО

2 Общие положения

2.1 Порядок составлен в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2013 г., регистрационный № 28785);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (далее – Порядок организации образовательной деятельности);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования";
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 17марта 2015г. №06-259 «О Рекомендациях по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1578 "О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 года № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2017г. № 1138 « О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968»;
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 01.03.2017 № 06-174 «О Методических рекомендациях по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям»;
  • Уставом Колледжа;
  • другими локальными нормативными документами Колледжа

2.2 ОПОП СПО - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов

2.3 Колледж самостоятельно разрабатывает ОПОП на основе ФГОС СПО с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы (по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям), профессионального стандарта (при наличии), требований рынка труда

2.4 ОПОП СПО, реализуемые на базе основного общего образования, разрабатываются с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин

3 Структура и порядок разработки основной профессиональной образовательной программы

3.1 В структуру ОПОП входят:

3.1.1 Общая характеристика образовательной программы

Определяет: квалификацию, присваиваемую выпускникам образовательной программы, форму получения образования, сроки получения образования и объем образовательной программы

3.1.2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника

Определяет: область профессиональной деятельности выпускника, основные виды профессиональной деятельности выпускника в соответствии с ФГОС СПО.

3.1.3 Планируемые результаты освоения образовательной программы

Определяет: общие и профессиональные компетенции выпускника Колледжа как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ОПОП. Компетенции выпускника определяются на основе ФГОС по соответствующему направлению подготовки и требований работодателя. Колледж имеет право предусматривать дополнительные профессиональные компетенции. Добавление компетенций в образовательную программу осуществляется на основе анализа соответствующей сферы профессиональной деятельности будущего выпускника.

3. 2 Документы, регламентирующие содержание и организацию учебного процесса:

  • рабочий учебный план по специальности;
  • календарный график учебного процесса;
  • рабочие программы учебных дисциплин , профессиональных модулей;
  • рабочие программы всех видов практик;
  • программы государственной итоговой аттестации.
  • фонд оценочных средств;
  • методическое обеспечение учебного процесса и системы оценки качества освоения образовательной программы.

3.2.1 Формирование ОПОП начинается с разработки рабочего учебного плана. Учебный план разрабатывает заместитель директора по учебно-методической работе.

Учебный план определяет следующие характеристики ОП СПО:

  • объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
  • перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственных практик);
  • последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей;
  • виды учебных занятий;
  • распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам;
  • объемные показатели подготовки и проведения государственной итоговой аттестации;
  • объем каникул по годам обучения.

3.2.2 График учебного процесса составляется на весь учебный год по всем учебным группам и предусматривает сроки проведения всех видов образовательной деятельности. В соответствии с утвержденным учебным планом по специальности график учебного процесса содержит:

  • общее количество учебных недель;
  • сроки проведения контрольных недель;
  • сроки промежуточной и государственной итоговой аттестации;
  • сроки всех видов практик;
  • сроки каникул

Работа по составлению графика учебного процесса, его корректировки ведется заместителем директора по учебно-производственного работе при координирующей роли заместителя директора по учебно-методической работе

3.2.3. Рабочие программы профессиональных модулей и учебных дисциплин разрабатываются на основе ФГОС СПО с учетом соответствующей примерной ООП СПО (по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ) и с учетом требований рынка труда в соответствии с внутренним локальным документом Положение о рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей

Рабочие программы профессиональных модулей и учебных дисциплин разрабатываются преподавателями, ведущими учебные дисциплины, профессиональные модули (МДК, УП, ПП), при координирующей роли заместителей директора по учебно-методической и учебно-производственной работе, председателей цикловых комиссий. Техническая экспертиза рабочих программ осуществляется методическим отделом колледжа

3.2.4 Программа государственной итоговой аттестации разрабатывается на основе ФГОС СПО, с учетом требований рынка труда , приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», а так же в соответствии с внутренним локальным документом Положение о проведении ГИА по образовательным программам СПО

3.2.5 Оценочные и методические материалы разрабатываются преподавателями, ведущими учебные дисциплины и междисциплинарные курсы при координирующей роли председателей цикловых комиссий и заведующих отделениями.

 Разработка оценочных и учебно-методических материалов ведется при консультативной помощи методического отдела колледжа.

3.3 ОПОП СПО ежегодно пересматривается и обновляется с учетом развития науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы в части содержания учебных планов, состава и содержания рабочих программ учебных дисциплин, рабочих программ профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся.

3.4 При формировании ОП СПО колледж:

  • имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации; - имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего согласно приложению к ФГОС СПО;
  • обязан в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
  • обязан обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
  • обязан сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
  • должен предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

4 Порядок утверждения образовательных программ среднего профессионального образования

4.1 Разработанные ОПОП СПО рассматриваются на заседании цикловой комиссии, согласовываются с заведующим отделением заместителем директора по учебно-методической работе, с представителями работодателей, которые при положительном заключении на титульном листе ставят подпись о согласовании. ОПОП СПО рассматривается и рекомендуется к утверждению директором колледжа на заседании педагогического совета колледжа

4.2 Разработанные учебные планы утверждаются директором колледжа.

4.3 Графики учебного процесса разрабатываются заместителем директора по учебно-производственной работе колледжа и утверждаются директором.

4.4 Разработанные рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, рассматриваются на заседании цикловой комиссии, согласовываются с заведующим отделением и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе.

Разработанные рабочие программы учебной и производственной практик, рассматриваются на заседании цикловой комиссии, согласовываются с заведующим отделением и утверждаются директором колледжа.

4.5 Разработанная программа Государственной итоговой аттестации рассматривается на заседании цикловой комиссии, согласовывается с представителем работодателей (председателем ГЭК) и заместителями директора по УМР и представляется к утверждению директору колледжа.

4.6 Контрольно-оценочные средства по учебным дисциплинам, профессиональным модулям рассматриваются и утверждаются на заседании цикловой комиссии, согласовываются с заведующим отделением и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе

4.7 Учебно-методические материалы по профессиональным модулям и учебным дисциплинам рассматриваются и рекомендуются на заседаниях цикловых комиссий колледжа, передаются в учебно-методический отдел для проверки методистом. На заседаниях методического совета колледжа рассматривается необходимость тиражирования учебно-методических материалов в печатном виде.

4.8 Изменения и дополнения настоящего Порядка оформляются приказом директора колледжа.