1 Область применения
1.1 Настоящее Положение является внутренним локальным документом, содержащим требования по планированию и организации самостоятельной работы студентов (далее – самостоятельная работа).
1.2 Настоящее Положение обязательно к применению всеми преподавателями колледжа
2 Общие положения
2.1 Самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно – исследовательская деятельность обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя.
Самостоятельная работа относится к основным видам учебной деятельности обучающихся и является обязательной для каждого обучающегося.
2.3 Целью самостоятельной работы обучающихся является овладение общими и профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГОС СПО по специальности.
2.3 Организация самостоятельной работы обучающихся регулируется Федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) в части требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности.
2.4 Объем времени, отводимый на самостоятельную работу, регламентируется ФГОС СПО и определяется учебным планом по специальности.
2.5 Содержание самостоятельной работы формируется преподавателем с учетом реализации междисциплинарных связей, овладения общими и профессиональными компетенциями.
2.6 Тематика, виды и формы самостоятельной работы определяются преподавателем при разработке рабочих программам учебных дисциплин, профессиональных модулей и отражаются в календарно-тематическом плане. Время, предусмотренное на самостоятельную работу, распределяется по разделам и темам.
2.7 Виды самостоятельной работы:
- для освоения умений: решение вариативных задач и упражнений, выполнение расчетно-графических работ, типовых расчетов, решение ситуационных производственных (профессиональных) задач, проектирование и моделирование разных видов профессиональной деятельности и др.
- для усвоения знаний: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, конспекта), составление плана текста и его структурирование, составление таблиц для систематизации знаний, работа со справочниками, словарями, нормативными документами, подготовка рефератов, докладов, сообщений к выступлению на конференции, семинаре и др.
2.8 Формы самостоятельной работы определяются содержанием учебной дисциплины/модуля и степенью подготовленности студентов. Они могут быть связаны с теоретическим и практическим содержанием дисциплины и иметь учебный или учебно – исследовательский характер, обеспечивающий творческий подход к решению проблем учебного и профессионального уровней освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей.
2.9 Самостоятельная работа в соответствии с тематикой, указанной в рабочей программе учебной дисциплины, профессионального модуля, оформляется в виде методических указаний или учебно-методических пособий.
Титульный лист и структура методических указаний к самостоятельной работе оформляется, в соответствии с принятой формой в приложении А. Структура методических указаний включает в себя следующие пункты:
- Цели
- Оборудование, аппаратура, материалы, инструменты, документация, дидактическое обеспечение
- Форма организации
- Инструктаж (краткая информация об организации занятия)
- Порядок выполнения
- Методические рекомендации
- Форма отчета (разрабатывается преподавателем)
- Контрольные вопросы
- Критерии оценок
- Содержание заданий
В зависимости от специфики самостоятельной работы некоторые пункты методических указаний могут отсутствовать по усмотрению разработчика, но, в обязательном порядке, должны присутствовать пункты 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10. При этом устанавливается последовательная нумерация пунктов.
2.10 Методические указания к самостоятельной работе обучающихся рассматриваются на цикловой комиссии и ежегодно утверждаются председателем комиссии.
3 Организация самостоятельной работы обучающихся
3.1 Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, профессионального модуля, объема часов на их изучение.
3.2 Самостоятельная работа проводится в учебных кабинетах или лабораториях согласно расписанию учебных занятий. Продолжительность – не менее одного академического часа.
3.3 Организацию самостоятельной работы обеспечивают преподаватель, председатель цикловой комиссии, методический отдел, технический отдел.
3.3.1 Преподаватель:
- разрабатывает методические указания по выполнению самостоятельной работы обучающихся;
- знакомит обучающихся:
а) с методикой самостоятельной работы, её формами и видами;
б) с критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;
в) с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля;
- предоставляет студентам сведения о наличии учебно – методической литературы, интернет ресурсов, современных программных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю;
- обеспечивает доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- осуществляет контроль и оценку результатов выполнения обучающимися самостоятельной работы;
- проводит анализ и корректировку самостоятельной работы
3.3.2 Председатель цикловой комиссии:
- обеспечивает контроль организации и качества выполнения самостоятельной работы обучающихся;
- организует и проводит обмен опытом по организации самостоятельной работы;
- способствует техническому обеспечению самостоятельной работы обучающихся
3.3.2 Методический отдел:
- оказывает методическую помощь в разработке материалов для самостоятельной работы
3.3.5 Технический отдел:
- предоставляет доступ к сети Интернет, электронным версиям УМК дисциплин;
- обеспечивает возможность копирования необходимого методического материала для самостоятельной работы обучающихся на электронные носители.
3.4 Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся, в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности и умений обучающихся
4 Контроль и оценка результатов самостоятельной работы обучающихся
4.1 Контроль результатов выполнения самостоятельной работы может проходить в письменной, устной или смешанной форме, представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося и осуществляется в пределах времени, отведённого на аудиторные учебные занятия.
4.2 В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачёты, тестирование, контрольные работы, защита творческих работ и др.
4.3 Оценка результатов самостоятельной работы обучающегося определяет уровни:
овладения общими и профессиональными компетенциями;
освоения умений и усвоения знаний, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, профессионального модуля