Принято на заседании педагогического Совета ГБПОУ НСО «НАТК» протокол № 1 от «30» августа 2019 г. Председатель Н.Н. Механошина.
Согласовано с Советом студентов протокол № 1 от «24» сентября 2019 г. Председатель С. Арутюнян.
Утверждено Директором ГБПОУ НСО «НАТК» А.В. Брикман «30» августа 2019г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Паспорт программы
3. Программа воспитательной деятельности в ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака» (ГБПОУ НСО НАТК имени Б.С. Галущака).
3.1. Современное состояние воспитательной работы в ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака»
3.2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
3.3. Основные положения Программы воспитательной деятельности.
4. Направления и мероприятия Программы воспитательной деятельности.
4.1. Профессионально – трудовое воспитание.
4.2. Гражданско – патриотическое воспитание.
4.3. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание.
4.4. Спортивно-массовая и оздоровительная работа. Профилактика негативных явлений в молодежной среде
4.5. Экологическое воспитание.
4.6. Развитие студенческого самоуправления.
4.7. Развитие социального взаимодействия, как реальной практической основы для освоения студентами социальных компетентностей.
4.8. Социальная защита студентов, психолого-педагогическая поддержка обучающегося и процесса его развития.
4.9. Профилактика асоциального поведения и вредных зависимостей в молодежной среде, поддержание правопорядка и дисциплины на территории колледжа. Работа с родителями.
Обеспечение программы воспитательной деятельности.
5.1. Организационно-управленческое обеспечение.
5.2. Методическое обеспечение.
6. Приложение 1. Анкета для определения уровня воспитанности обучающихся колледжа
Пояснительная записка
Программа воспитательной деятельности – нормативно-правовой документ, представляющий стратегию и тактику развития воспитательной работы колледжа, является основным документом для планирования и принятия решений по воспитательной работе.
Программа представляет собой потенциально модель системы воспитания студентов в колледже. Используемый подход предполагает наличие целостной системы, опирающейся на научные и практические достижения в области воспитания студенческой молодежи, а также положения действующих законодательных и нормативных актов в области образования и воспитания, что является объективной предпосылкой создания конкурентноспособной модели системы воспитания. Перспективным направлением должны стать разработка методик и процедур оценки эффективности мероприятий и технологий воспитательной деятельности, включенных в Программу, корректировка действующих и создание инновационных подпрограмм с учетом тенденций развития профессионального образования в России.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Ход работы по реализации Программы анализируется на заседаниях педагогического Совета колледжа. Корректировка Программы осуществляется ежегодно на основании решения педагогического Совета колледжа и по результатам ежегодного отчета об итогах реализации каждого этапа Программы.
Паспорт программы
Наименование Программы: Программа воспитательной деятельности ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака».
Дата утверждения: 30 августа 2019 года.
Координатор Программы: Заведующий отделом воспитательной работы.
Исполнители Программы: Отдел воспитательной работы, учебная часть, заведующие отделениями, библиотека, административно-хозяйственная служба, руководители групп.
Цель Программы: Повышение качества воспитательной деятельности в колледже в соответствии с современными требованиями системы профессионального образования через реализацию комплекса мер организационного и содержательного характера.
Основные Показатели Программы:
Количественные показатели Программы (положительная динамика):
- нормативно-правовая база;
- целевые и перспективные планы и программа воспитательной деятельности;
- планы, программы, проекты студенческих сообществ, клубов, центров, коллективов;
- привлеченные ресурсы для организации воспитательной деятельности;
- число субъектов, сеть социальных партнеров для решения задач воспитания;
- виды форм и технологий компетентностного образования, применяемых в процессе воспитания;
- включенность педагогов и студентов в различные виды внеучебной деятельности;
- факты участия студентов и студенческих коллективов в социально-значимых акциях, программах, проектах;
- система учета и оценки результатов воспитательного процесса на отделениях и в отдельных группах;
- степень участия в организации воспитательной деятельности органов студенческого самоуправления.
Показатели наличия социально-личностных компетенций студентов:
- умеет сотрудничать, активно принимает участие в работе команды, поддерживает командные решения, укрепляет и усиливает командный дух;
- проявляет активность, преобразует действительность в собственных интересах, стремится к самореализации;
- умеет планировать и координировать свои действия для достижения цели;
- осознает социальную ответственность за влияние своей работы;
- осознает социальную ответственность за влияние своей работы на природу и общество, экологическую безопасность окружающей среды;
- осознает необходимость укрепления здоровья как ценности и готов к формированию, сохранению и укреплению здоровья;
- стремится к получению образования, самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни;
- умеет ориентироваться в современной культурной среде;
- умеет находить адекватные решения в разных ситуациях, проявляет способность регуляции взаимодействия в любой общности;
- осознает меру своей ответственности, свои функции как участник общественного и политического процесса;
- готов стать достойным гражданином своей страны, совершенствуется и следует общим принципам, законам, нормам.
Программа воспитательной деятельности
3.1. Современное состояние воспитательной работы
В ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака» (далее колледж) сложилась и действует система воспитания, которая обеспечивается взаимодействием всех подразделений, разработкой и внедрением инновационных методик работы со студентами, расширением сферы социального партнерства в воспитательной деятельности. В своей деятельности колледж руководствуется документами, определяющими нормативно - правовое поле для ведения воспитательной работы:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ);
- Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 31.12.2014г.);
- Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06 1995 года № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013г.);
- Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ (ред. от 31.12.2014г.);
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ (ред. от 02.12.2013г.);
- Конвенцией ООН о правах человека;
- Программой развития образования до 2020 года;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года;
- Национальным проектом «Образование»;
- Целевыми государственными программами по воспитанию молодежи; - Уставом колледжа;
- Программой стратегического развития колледжа на 2019-2023;
- плановой документацией: годовой план отдела воспитательной работы; индивидуальный план работы специалистов отдела воспитательной работы; план воспитательной работы отделений и руководителей учебных групп; индивидуальный план работы педагогов.
В настоящее время система воспитательной работы в колледже характеризуется:
- развитой инфраструктурой;
- наличием условий для раскрытия творческого потенциала студентов и самореализации студентов через основные направления: спортивно-оздоровительное, культурно-досуговое, гражданско-патриотическое,
- социально-психологическое, консультативно – профилактическое, развитие студенческого самоуправления;
- наличием механизмов организации воспитательной деятельности;
- действующей системой различных направлений воспитания студентов;
- развитой системой социального партнерства с ведомствами и общественными организациями.
К наиболее значимым позитивным результатам деятельности воспитательной службы можно отнести:
- позитивное поведение большинства студентов в отношении к себе и окружающим, высокую готовность к совместной деятельности, установлению коммуникаций. Для большинства студентов характерен средний или выше среднего уровень адаптированности к требованиям социальной среды (отсутствие агрессивных, противоправных, саморазрушительных склонностей, способность регулировать поведение и эмоции, способность к ответственному поведению, наличие самостоятельности, социальной активности, культура поведения и общения);
- стабильная активность участия педагогов и студентов в конференциях, конкурсах, форумах, акциях.
К социальным результатам деятельности воспитательной службы мы относим:
- отсутствие прироста числа студентов, находящихся на учёте в органах внутренних дел во время обучения в колледже;
- участие внешних организаций в реализацию программ колледжа;
- положительную оценку работы воспитательной службы, которая подтверждается Благодарственными письмами, Почетными грамотами, дипломами.
Вместе с этим, современные условия жизни предъявляют новые требования к образовательному процессу в профессиональной образовательной организации.
Выпускники колледжа сегодня попадают на современный рынок труда, основными характеристиками которого выступают изменчивость, гибкость, высокая инновационная динамика.
Сегодня от них ждут:
- готовности к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации;
- умений и навыков делового общения, в том числе сотрудничества, работы в команде;
- способности к работе с различными источниками информации (ее поиск, обработка, хранение, воспроизведение и т.д.);
- умений действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях;
- способности к критическому мышлению, самоуправлению деятельностью;
- готовности к эффективному поведению в конкурентной среде в условиях стрессогенных факторов и т.д.
Интенсивные изменения, затрагивающие общество, стали основанием для изменения образовательной модели профессионального образования, где в качестве приоритетной цели определены специальные профессиональные и общие компетенции. Образовательные результаты и приоритеты в этой ситуации смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений и навыков к совокупности компетенций – способностей, позволяющих успешно адаптироваться в динамичном мире. Новые концептуальные подходы нашли отражение в Программе развития образования до 2020 г., проектах ФГОС третьего поколения, ориентированных на обновление содержания и структуры образования на основе многомерности и интегративности учебного и воспитательного процессов.
В рамках названных документов воспитательная деятельность в колледже рассматривается как целенаправленный процесс управления развитием личности через создание благоприятной культурно-образовательной воспитывающей среды, ее наполнение разнообразными формами и методами, обеспечивающими формирование у студентов профессиональных и социально-личностных компетенций.
Решение ситуации видится в поиске внутренних источников развития воспитательной деятельности, переходе к новой системе организации воспитательной деятельности на основе компетентностного подхода, направленной на решение проблем студенчества, и в целом - на стабильное развитие колледжа.
3.2. Цели и задачи Программы
Настоящая Программа:
Предполагает разработку целевых программ, проектов, мероприятий, имеющих четкие индикаторы, по которым будет оцениваться их выполнение;
Позволяет реализовать системный подход, распределение полномочий ответственности, рациональное планирование и мониторинг результатов;
Содержит целевые программы, проекты, направленные на решение проблем.
Цель Программы: повышение качества воспитательной деятельности в колледже в соответствии с современными требованиями системы профессионального образования через реализацию комплекса мер организационного и содержательного характера.
Задачи программы:
Развитие и совершенствование инфраструктуры воспитательной деятельности колледжа для формирования у студентов возможностей социально-культурного самоопределения, социальной адаптации и самореализации личности.
Развитие коллективной самоорганизации студентов (студенческого самоуправления, общественных организаций и объединений студентов).
Разработка содержания, форм, методов и технологий воспитания, адекватных новому компетентностному подходу и изменениям в образовании.
Создание системы информационно-методической поддержки педагогов для воспитательной работы со студентами.
Развитие социального взаимодействия в системе "колледж - институты социальной и общественной сферы"
Надо отметить, что воспитательная деятельность неразрывно связана со всем образовательным процессом, с различными формами и методами учебной и производственной работы.
Воспитательная деятельность реализуется в условиях:
системного взаимодействия всех существующих в колледже структур и единиц (ПЦК, преподаватель, заведующий отделением, руководитель учебной группы, студент) и предполагает перспективное развитие этого взаимодействия;
усиления роли заведующих отделениями как звена, обеспечивающего единство учебного и воспитательного процессов;
изменения роли преподавателя в воспитательном процессе в современных условиях,
новых форм работы руководителей учебных групп;
создания системы мониторинга качества воспитания.
3.3 Основные положения Программы воспитательной деятельности
Цель воспитательной деятельности колледжа - создание условий для становления социально и профессионально компетентной личности, успешной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, готовой к активным практическим действиям по решению социально значимых задач в интересах общества, государства и собственного развития.
Цель воспитательной деятельности достигается посредством решения следующих задач:
формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, развитие внутренней свободы и чувства собственного достоинства;
создание оптимальных условий для творческой самореализации каждого студента, формирования лидерских качеств и компетенций;
развитие ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;
воспитание потребности к профессиональной трудовой деятельности как первой жизненной необходимости, высшей ценности и главному способу достижения жизненного успеха, целеустремленности, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;
воспитание потребности к физической культуре и здоровому образу жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии.
формирование у каждого студента активной жизненной позиции, включающей развитие способности брать на себя ответственность, участвовать в социально-политической жизни страны, испытывать потребность в самосовершенствовании, умение адаптироваться в условиях современного мира;
реализация системы социальной защиты, безопасности жизни и здоровья студентов.
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у студентов компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации, способствующих выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности.
В результате образования у человека должна быть сформирована целостная социально-профессиональная компетентность. Выпускник колледжа должен быть готовым к выполнению профессиональных функций, обладать набором профессиональных и общих компетенций по ФГОС СПО по ТОП-50:
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 4 | Работать в коллективе и в команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 6 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК 7 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 8 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 9 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном м иностранном языке. |
ОК 11 | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
Общие компетенции – это совокупность социально-личностных качеств студента выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определённом квалификационном уровне. Именно на развитие социально-личностных и индивидуальных компетенций студента направлены усилия воспитательной работы в колледже.
Компетенции, в том числе и социально-личностные, развивают способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; толерантность, развитие эмоциональных, мотивационных, когнитивных и деятельностных компонентов личности студента; умение работать самостоятельно и в коллективе; способность критически переосмысливать накопленный опыт.
Обобщенная характеристика социально-личностных и индивидуальных компетентностей студентов, как предполагаемый результат, сформулирована в колледже следующим образом:
- проявляет активность, стремится к самореализации в творческой и профессиональной деятельности;
- умеет планировать и координировать свои действия для достижения цели;
- осознает социальную ответственность за результат своей работы;
- осознает необходимость укрепления здоровья как ценности и готов к формированию, сохранению и укреплению здоровья;
- стремится к получению образования, самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни;
- осознает меру своей ответственности, свои функции как участник общественного и политического процесса;
- готов стать достойным гражданином своей страны, совершенствуется и следует общим принципам, законам, нормам;
- имеет направленность на расширение социально значимых форм и сфер деятельности (создание проектов, участие в волонтерской, творческой деятельности и т. д.);
- умеет анализировать и оценивать мотивы своей практической деятельности и ее результаты;
- умеет прогнозировать и планировать свою дальнейшую практическую социально значимую деятельность на основе полученных результатов.
Результат воспитательной деятельности – становление социально-личностных и индивидуальных компетенций, способствующих успешной самореализации и проявлению ответственности в решении социально значимых задач в интересах общества, государства и собственного развития.
Основным фактором развития данных социально-личностных и индивидуальных компетентностей является:
Содержание воспитания, обеспечивающее разностороннее ценностное взаимодействие всех субъектов процесса воспитания;
Формы, инициирующие активность студентов и формирующие его субъектную позицию в деятельности и саморазвитии;
Технологии воспитания и развития в контексте компетентностного подхода, в том числе диалогические методы воспитания, дискуссии, методы проектов, организационно - деятельностные мероприятия.
Социально-педагогическая и психологическая поддержка как позитивное внимание педагога к личности студента; деловое сотрудничество педагога и студента, основанное на взаимном интересе; создание ситуаций успеха.
Ресурсы внешней и внутренней среды, которые могут быть использованы субъектами воспитательного процесса (преподавателями и студентами) в процессе общения и деятельности.
Направления и мероприятия программы
Формирование социально-личностных и индивидуальных компетенций осуществляется в ходе реализации основных направлений через различные виды воспитательной деятельности.
Приоритетными стали следующие направления:
- Воспитание профессионала, владеющего культурой учебного и интеллектуального труда, относящегося к профессии и труду, как средству жизни и условию развития личности.
- Воспитание гражданина, с любовью относящегося к Отечеству, поддерживающего его исторические и культурные традиции, проявляющего активную жизненную позицию.
- Физкультурно-оздоровительное воспитание, способствующее здоровому образу жизни и формированию физически и психологически здоровой личности.
- Духовно - нравственное и эстетическое воспитание, способствующее развитию потребности в прекрасном, реализующего индивидуальные способности личности.
- Экологическое воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к окружающей среде. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
- Воспитание семьянина, носителя, хранителя и создателя семейных традиций.
4.1. Профессионально - трудовое воспитание
Цели и задачи:
- Обеспечить положительную мотивацию студентов на приобретение профессиональных знаний;
- сформировать такие качества, как трудолюбие, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения и другие качества, необходимые специалисту в его профессиональной деятельности;
- воспитание востребованного специалиста, подготовленного к реальным жизненным условиям, обладающего социальной и профессиональной мобильностью;
- формирование сознательного, творческого отношения к труду;
- привитие любви к своей профессии.
План мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | ||
---|---|---|---|---|---|
Региональный уровень | |||||
1. | Участие в Региональном чемпионате Новосибирской области «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) | Ежегодно, по положению | Заведующие отделениями, кураторы, председатели ПЦК | ||
2. | Участие в областной олимпиаде профессионального мастерства обучающихся бюджетных профессиональных образовательных учреждений Новосибирской области | Ежегодно, по положению | Заведующие отделениями, кураторы, председатели ПЦК | ||
Совместные мероприятия | |||||
3. | Встречи с представителями предприятий социальных партнеров, бывшими выпускниками колледжа, «Я и моя будущая специальность» | в течение года | Заведующие отделениями, председатели ПЦК, руководитель отдела по трудоустройству | ||
4. | Организация трудового десанта совместно с волонтерскими отрядами города и области | в течение года | руководитель волонтерского отряда, Совет студентов | ||
5. | Участие студентов колледжа в студенческих научно-практических конференциях города и области | по положению | Заведующие отделениями, председатели ПЦК, преподаватели спецдисциплин, Совет студентов | ||
6. | Организация и проведение мастер-классов для студентов колледжа и учащихся школ в рамках профориентационной работы | в течение года | Заведующие отделениями, председатели ПЦК, преподаватели спецдисциплин, Совет студентов | ||
Внутренние мероприятия | |||||
7. | Экскурсии по колледжу для студентов нового набора с целью знакомства с историей колледжа, лабораториями, кабинетами | сентябрь | Заведующие отделениями, председатели ПЦК | ||
8. | Организация и проведение студенческих научно-практических конференций на отделениях колледжа | в течение года | Заведующие отделениями, председатели ПЦК, преподаватели спецдисциплин | ||
9. | Проведение тематических классных часов «Знакомство со специальностью», встречи со специалистами | в течение года | Заведующие отделениями, председатели ПЦК, кураторы | ||
10 | Организация и проведение декад цикловых комиссий | в течение года по плану ЦК | Председатели ЦК | ||
11 | Проведение тренингов делового общения в группах | февраль - март | Кураторы, Педагоги-психологи | ||
12 | Выпуск праздничных газет по специальностям | в течение года | Кураторы, преподаватели спецдисциплин | ||
13 | Организация и проведение Дней открытых дверей | март - май | Ответственный за профориентационную работу, Совет студентов | ||
14 | Экскурсии на предприятия города | в течение года | Заведующие отделениями, председатели ПЦК, кураторы | ||
15 | Встречи с работниками Центра занятости | в течение года | Заведующие отделениями, председатели ПЦК | ||
16 | Выставки технического творчества студентов и преподавателей | в течение года | Заведующие отделениями, председатели ПЦК, кураторы | ||
17 | Организация студентов для работы в студенческих трудовых отрядах | апрель-июнь | Руководитель отдела по трудоустройствукуратор отряда, Совет студентов | ||
18 | Участие в трудовых десантах | В течение года | Хоз. отдел, волонтерский отряд, кураторы, Совет студентов |
4.2. Гражданско - патриотическое воспитание
Задачи:
- возрождение у молодёжи чувства гордости за свой край, свою Отчизну и свой народ, свою малую родину, ответственности за будущее России, формирование уважения к символам Российской государственности;
- формирование готовности к созидательной деятельности на благо Отечества, к его защите;
- воспитание гражданственности и патриотизма на основе героических и боевых традиций города, страны;
- формирование патриотических чувств и сознания путем приобщения к истории Отечества, области, города, округа, колледжа; национальным культурам, трудовым традициям на примерах жизни и деятельности земляков и соотечественников, обогативших свой край и страну достижениями в различных сферах производственной, общественной и культурной деятельности.
Виды деятельности:
- Организация тематических мероприятий разных форм;
- Система мероприятий Музея колледжа;
- Совместная работа с Советом ветеранов, военными комиссариатом, воинской частью, музеями, библиотеками;
- Организация представительства колледжа в городских, областных и региональных конкурсах и фестивалях гражданско-патриотической тематики;
- Информационно-методическое обеспечение работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- Разработка патриотических проектов колледжа.
План мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Региональный уровень | ||||||
1. | Участие в областном конкурсе «Я вхожу в мир искусств» | октябрь | Зав. отделом ВР, педагог – организатор, руководители кружков | |||
2. | Участие во Всероссийских конкурсах патриотической направленности | в течение года | педагог - организатор, кураторы, руководители кружков, клубов, объединений, преподаватели | |||
Муниципальный уровень | ||||||
3. | Участие в городских, районных, конкурсах и мероприятиях | в течение года | Зав. отделениями, педагог - организатор, кураторы, Совет студентов | |||
4. | Участие в митинге, посвящённом дню памяти жертв политических репрессий. | октябрь | педагог-организатор, кураторы , Совет студентов, волонтеры | |||
5. | Участие в городских акциях, посвященных празднованию Дня Победы | май | Педагог-организатор, волонтеры, Совет студентов, кураторы | |||
Совместные мероприятия | ||||||
6. | Фотовыставка «Край, в котором я живу» совместно с музеем Центрального округа | Декабрь-январь | Педагог - организатор | |||
7. | Совместная работа волонтерского отряда «Авиатор» (акции, трудовые десанты, экологические рейды, помощь ветеранам, пенсионерам и др.) совместно с волонтерскими отрядами города | в течение года | Руководитель волонтерского отряда, Совет студентов | |||
Внутренние мероприятия | ||||||
8. | Организация работы гражданско-патриотических кружков и секций | сентябрь | Зав. отделом ВР, педагог –организатор, руководители | |||
9. | День знаний | 2 сентября | Зам. директора по УиМР, педагог-организатор | |||
10. | Работа ООПН «Гром» | в течение года | Куратор ООПН, педагог БЖД, руководитель физ. воспитания | |||
11. | День борьбы с терроризмом | 3 сентября | Зав. отделом ВР, педагог-организатор, кураторы | |||
12. | Анкетирование «Я и моя малая Родина» | октябрь | Соц. педагоги, кураторы | |||
13. | Краеведческий вечер «Город Новосибирск: имена, события, факты» | октябрь | Музей Заельцовского района, Педагог-организатор | |||
14. | Проведение тематических книжных выставок в библиотеке, посвященных праздничным дням и памятным датам. | в течение года | Заведующий библиотекой | |||
15. | Тематические классные часы, посвященные памятным датам России | в течение года | педагог-организатор, кураторы, преподаватели общественных дисциплин | |||
16. | Изучение основ государственной системы РФ, Конституции РФ, государственной символики, прав и обязанностей граждан России, Декларации о правах человека | в течение года | Зав. отделом ВР, педагог-организатор, кураторы, преподаватели общественных дисциплин | |||
17. | Международный день толерантности: тематические часы, информационные стенды, акции | ноябрь | Педагог-организатор, руководитель отряда волонтеров, Совет студентов | |||
18. | Встречи с ветеранами тыла, ветеранами Великой Отечественной войны, Афганистана, войны в Чеченской республике «Они знают цену жизни» | февраль | Зам. директора, педагог - организатор, преподаватели общественных дисциплин, зав. музейной комнаты, ООПН | |||
19. | Месячник оборонно-массовой и спортивной работы | февраль | Педагог -организатор, преподаватель БЖД, руководитель физ. Воспитания, ООПН, Совет студентов | |||
20. | Проведение музейных уроков | в течение года | Педагог-организатор, кураторы | |||
21. | Тематический классный час, посвященный Дню воссоединения Крыма с Россией | март | Кураторы | |||
22. | Открытое внеклассное мероприятие, посвящённое Дню России. | июнь | Зав. отделом ВР, педагог - организатор | |||
23. | Организация обучения в центре патриотического воспитания «Витязь» | в течение года | Руководитель ООПН, Преподаватель БЖД |
4.3. Духовно-нравственное, эстетическое воспитание
На современном этапе развития общества наше профессиональное образование должно формировать не просто профессионально подготовленного человека, а личность с богатым духовно-нравственным потенциалом, способным воспринимать и развивать национальные и мировые достижения во всех сферах общественной жизни. В контексте формирования творческой личности рассматриваются такие задачи воспитания личностных качеств, как развитие самодеятельного художественного творчества студенческой молодежи, выявление новых ярких дарований и развития их творческих способностей.
Цели и задачи:
- воспитание полноценного человека, развитие духовных и творческих способностей обучающихся;
- создание благоприятных условий для удовлетворения духовной потребности обучающихся;
- развитие у обучающихся понимания общепринятых норм морали, воспитание нетерпимости к правонарушениям, курению, пьянству и наркомании;
- воспитание будущего семьянина – носителя, хранителя и созидателя семейных традиций.
- поддержка и развитие всех форм проявления творчества студентов, поддержка индивидуальности личности студента;
- развитие творческого потенциала и способности к самовыражению;
- организация массовых студенческих мероприятий, образовательных событий, фестивалей, конкурсов и выставок;
- поощрение и стимулирование молодых талантов.
Виды деятельности:
Организация тематических праздников, посвященных знаменательным датам колледжа, города и Российского государства;
Организация представительства колледжа в городских, областных и региональных конкурсах и фестивалях;
Знакомство с учреждениями культуры: экскурсии, посещение выставок, постановок:
Участие в социально-значимых акциях;
Информационно-методическое обеспечение культурно-массовой работы;
Разработка творческих проектов колледжа.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
---|---|---|---|
Региональный уровень | |||
1. | Участие в областном конкурсе «Я вхожу в мир искусств» | По плану ЦКУМ | Зав. отделом ВР, педагог –организатор, руководители кружков, объединений, Совет студентов |
2. | Участие в областном конкурсе «Мы вместе» | По плану ЦКУМ | Зав. отделом ВР, педагог –организатор, руководители кружков, объединений, Совет студентов |
3. | Участие в интеллектуальной игре «Моя область Новосибирская» | По плану ЦКУМ | Зав. отделом ВР, педагог –организатор, преподаватели истории, Совет студентов |
4. | Участие в региональных форумах по профилактике терроризма, распространения экстремизма и по профилактике межнациональных конфликтов | По положению | Зав. отделом ВР, Зав. отделениями, Педагог- организатор, Совет студентов, Социальный педагог |
Муниципальный уровень | |||
5. | Подготовка и участие в городской игре КВН среди учебных заведений города | По положению | Зам. директора, педагог – организатор, студ. Совет |
6. | Участие в областном конкурсе «Студент года» | Август, октябрь | Зав. отделениями |
7. | Участие в Губернаторском бале | апрель | Педагог - организатор, Совет студентов |
8. | Подготовка и участие в праздничных мероприятиях ко «Дню города» | июнь | Зав. отделениями, Педагог - организатор, куратор волонтеров |
Совместные мероприятия | |||
9. | День трезвости | сентябрь | Социальный педагог, центр «Ювентус» |
10. | Участие в трудовых десантах | В течение года | Педагог-организатор, волонтеры, Совет студентов |
11. | Экскурсии, посещение музеев, Картинной галереи, театров, библиотек | в течение года | Педагог-организатор, зав. библиотекой, кураторы |
Внутренние мероприятия | |||
12. | Тематические выставки в библиотеках | в течение года | Зав. библиотекой |
13. | Выпуск студенческой газеты «Авиатор» | в течение года | Руководитель пресс-центра, Студенческий Совет |
14. | Выпуск литературных страничек к юбилеям великих писателей | в течение года | Руководитель «Литературной гостиной» |
15. | Фестиваль «Ветер вдохновения» | октябрь | педагог – организатор, руководители кружков, клубов, объединений, кураторы |
16. | Творческий концерт «День учителя, добра и уважения» ко Дню учителя и Дню пожилых людей | октябрь | Зав. отделом ВР, педагог - организатор, Кураторы, Руководители кружков, Совет студентов |
17. | Проведение акции к Международному Дню отказа от курения | ноябрь | педагог – организатор, ООПН, волонтеры, Совет студентов |
18. | Цикл мероприятий, посвященных Новогодним праздникам | декабрь | Зав. отделом ВР, педагог - организатор, Совет студентов, кураторы |
19. | Цикл мероприятий, посвященных Международному женскому дню 8 марта | март | Зав. отделом ВР, педагог -организатор, кураторы, Совет студентов |
20. | Творческие конкурсы ко Дню смеха | апрель | педагог – организатор, Совет студентов |
21. | Проведение торжественного вручения дипломов | июнь | Зав. отделениями, педагог - организатор, кураторы |
4.4.Спортивно-массовая и оздоровительная работа. Профилактика негативных явлений в молодежной среде.
Формирование здорового образа жизни - стратегическое направление воспитательной деятельности колледжа. Оно нацелено на устойчивое позитивное отношение к себе, своему здоровью, становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психологическую и физическую устойчивость в нестабильном обществе.
Настоящее направление решает задачи:
- пропаганды здорового образа жизни молодежи через организацию различных молодежных акций, направленных на борьбу с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением;
- повышения роли физкультуры, спорта в жизни молодых людей;
- обеспечения взаимодействия органов здравоохранения, культуры, образования и физической культуры при решении комплексных проблем профилактической работы среди молодежи;
- поддержку и развитие всех форм и методов воспитания потребности к физической культуре, спорту.
- Формирование здорового образа жизни включает в себя три составляющие:
- создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний студентов, преподавателей о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения;
- комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни;
- побуждение студенчества к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, спортом.
Виды деятельности:
- Организация работы спортивных и оздоровительных секций;
- Организация спортивных праздников;
- Организация представительства колледжа в городских и областных мероприятиях спортивно-массовой направленности (День здоровья, эстафеты, спортивные акции и др.);
- Проведение студенческих спартакиад, спортивных соревнований;
- Участие в выездных сборах спортивной направленности;
- Представление информации на сайт колледжа (о спортивных секциях, командах; студентах и преподавателях – призерах в индивидуальном и групповом первенстве по отдельным видам спорта);
- Проведение разъяснительно-пропагандистской работы среди студенческой молодежи о здоровом образе жизни.
План мероприятий:
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
---|---|---|---|
Региональный уровень | |||
1. | Подготовка к Областной спартакиаде образовательных организаций среднего профессионального образования | в течение года | Председатель ПЦК по физ. воспитанию и ОБЖ, преподаватели, физкультуры |
2. | Участие областной спартакиаде образовательных организаций среднего профессионального образования | в течение года | Председатель ПЦК по физ. воспитанию и ОБЖ, преподаватели, физкультуры |
Муниципальный уровень | |||
3. | Реализация плана по поэтапной сдаче комплекса ГТО | в течение года | Председатель ПЦК по физ. воспитанию и ОБЖ, преподаватели, физкультуры |
4. | Участие в районных, городских и областных соревнованиях по мини-футболу, волейболу, легкой атлетике | в течение года | Председатель ПЦК по физ. воспитанию и ОБЖ, преподаватели, физкультуры |
5. | «День здоровья» | сентябрь | Председатель ПЦК по физ. воспитанию и ОБЖ, преподаватели, Физкультуры, кураторы, Совет студентов |
6. | Проведение профилактической акции «Скажи СПИДу - НЕТ!» | декабрь | Волонтеры, ООПН, педагог - организатор, Совет студентов |
7. | Проведение соревнований по лыжным гонкам | февраль | Председатель ПЦК по физ. воспитанию и ОБЖ, преподаватели, физкультуры |
8. | Участие в спортивных акциях города и области | в течение года | Председатель ПЦК по физ. воспитанию и ОБЖ, преподаватели, Физкультуры, Совет студентов |
9. | Месячник оборонно-массовой и спортивной работы | февраль | Председатель ПЦК по физ. воспитанию и ОБЖ, преподаватели, Физкультуры, Педагог-организатор, Совет студентов |
10. | Участие в зимней спартакиаде студентов | февраль | Председатель ПЦК по физ. воспитанию и ОБЖ, преподаватели, физкультуры |
11. | Участие в Единых антинаркотических акциях: «Здоровье молодёжи – богатство России», «Классный час», «Родительский урок» | март – апрель | Зав. отделом ВР, социальный педагог, кураторы, представители общественных организаций, медицинские и центры психологической помощи |
12. | Участие в летней спартакиаде студентов | июнь | Председатель ПЦК по физ. воспитанию и ОБЖ, преподаватели, физкультуры |
13. | Работа спортивных секций колледжа | в течение года | Председатель ПЦК по физ. воспитанию и ОБЖ, преподаватели, физкультуры |
14. | Проведение мониторинга по охвату горячим питанием студентов колледжа | в течение года | Социальный педагог, педагог-организатор, кураторы |
15. | Мероприятия, посвященные здоровому питанию: информационные стенды, лекции, беседы, методические рекомендации с размещением на сайте колледжа | в течение года | Социальный педагог, педагог-организатор, кураторы, центр «Ювентус» |
16. | Квест «Ступени здоровья» | март | Педагог-организатор, волонтеры |
17. | Конкурс плакатов по ЗОЖ | апрель | Педагог-организатор, Совет студентов |
18. | Профилактические мероприятия по игровой зависимости в сети Интернет | в течение года | Центр «Ювентус», Педагог-психолог |
4.5 Экологическое воспитание
Задачи:
- воспитание умений строить свои отношения с природой и окружающей средой;
- привитие бережного отношения к окружающей среде;
- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
- экологическая и природоохранная пропаганда на занятиях и внеклассных мероприятиях.
План мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
---|---|---|---|
1. | Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия» | сентябрь | Педагог-организатор, кураторы, волонтерский отряд |
2. | Экологические субботники по защите и улучшению природной среды совместно с волонтерскими отрядами города | в течение года | Куратор волонтерского отряда, Совет студентов |
3. | Экологический субботник: «Колледж – наш дом, будь хозяином в нём». | Сентябрь, май | Педагог-организатор, Кураторы, волонтеры, Совет студентов |
4. | Акция «Внимание»: листовки, беседы, встречи | в течение года | Педагог-организатор, Волонтерский отряд |
5. | Выставки книг экологической тематики | Октябрь, май | Зав. библиотекой |
6. | Экологические классные часы, посвященные Дню Земли. | ноябрь | Кураторы |
7. | Интеллектуальная игра «Загадки природы родного края» | ноябрь | Руководитель интеллектуального клуба |
8. | Уроки Чернобыля «Мы за жизнь на Земле», посвященные Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. | апрель | Кураторы, педагог-организатор |
9. | Шефская помощь ветеранам ВОВ, труженикам тыла в благоустройстве приусадебных участков | апрель - май | Куратор волонтерского отряда |
10. | Краеведческие часы «Нет милее Родины моей» | в течение года | Преподаватели истории, Кураторы, ОЮБ |
4.6 Развитие студенческого самоуправления
Развитие студенческого самоуправления и позитивной общественной студенческой инициативы - один из путей подготовки активных граждан к жизни в правовом и демократическом обществе. В рамках направления предполагается:
- развитие лидерских качеств у студентов;
- формирование и обучение студенческого актива колледжа;
- представление интересов колледжа на различных уровнях: местном, региональном, федеральном;
- разработка, принятие и реализация мер по координации деятельности общественных студенческих объединений колледжа;
- развитие волонтерского движения, организация работы волонтерского отряда «Авиатор», военно-патриотического клуба;
- организация социально значимой общественной деятельности (развитие добровольческого движения, организация акций, в.т.ч. профилактических, благотворительных проведение мероприятий различных направлений).
Виды деятельности:
- Разработка и внедрение инновационных методик и форм воспитательной работы с молодежью.
- Курирование деятельности студенческого совета.
- Подготовка и обучение лидерского актива.
Примерные мероприятия по направлению: развитие волонтерского движения по разнообразным направлениям, собрания студентов, студенческие конференции, выпуск газеты «Авиатор», встреча актива с директором колледжа, благотворительные акции, «Посвящение в студенты», организация и проведение мероприятий и т.д.
4.7 Развитие социального взаимодействия как реальной практической основы для освоения студентами социальных компетентностей
Данное направление служит развитию социального партнерства между колледжем и окружающим ее сообществом в консолидации ресурсов для совместного решения проблем. Направление предполагает разработку и внедрение механизмов совместной деятельности и инициирование различных форм взаимодействия с социальными партнёрами - работодателями, органами местного самоуправления, учреждениями культуры и спорта, некоммерческими организациями, общественностью.
Организационная координация партнерства осуществляется через создание временных и постоянных организационных структур; разработку плана совместной деятельности; использование в совместной деятельности переговорного процесса, заключение договора.
Виды деятельности:
- развитие музейной деятельности в колледже;
- развитие новых форм социального взаимодействия: совместные проекты; совместные образовательные события (фестиваль, Форум), совместные акции.
4.8 Социальная защита и психолого-педагогическая поддержка студента Работа по данному направлению предполагает профессиональную психолого-педагогическую помощь студентам при столкновении с трудностями и проблемами, оказание адресной социальной и психологической помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Формы работы:
- Социальная защита - осуществление кураторства над социально- незащищенными категориями студентов, взаимодействие с органами социальной защиты.
- Консультативно – профилактическая работа, предполагает организацию психолого-консультационной и профилактической работы (адаптация первокурсников, студенческая семья, суицидальное поведение, профилактика нарушений, ВИЧ-инфекции и т п.), социально-психологическая поддержка студентов, находящихся в трудных жизненных ситуациях и нуждающихся в особых образовательных услугах (социально-психологическое просвещение, психолого-педагогическая коррекция, индивидуальные консультации).
Особо следует выделить задачу адаптации студентов, содействия повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Наиболее значимые мероприятия:
- Проведение адаптационных занятий и тренингов с целью профилактики дезадаптации и создания благоприятного психологического климата в группе.
- Проведение индивидуальных или групповых консультаций по проблеме адаптации.
- Проведение диагностики для студентов.
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов, классных руководителей, с целью создания ситуации сотрудничества, рекомендаций по оказанию помощи и поддержке студентов, которые испытывают трудности в процессе адаптации.
4.9 Профилактика асоциального поведения и вредных зависимостей в молодёжной среде, поддержание правопорядка и дисциплины на территории колледжа
Система мероприятий в рамках данного направления включает в себя:
- профилактическую работу с группами социального риска среди студентов, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения, развитие волонтерского движения среди молодежи для решения данных задач;
- работу службы психологической помощи;
- просвещение студентов по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики различных заболеваний посредствам проведения семинаров, круглых столов, лекций и распространение специальной литературы;
- организацию мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения;
- проведение семинаров, круглых столов, конференций для педагогов и студентов с привлечением врачей, инспекторов органов профилактики правонарушений, социальных работников;
- проведение культурно-массовых мероприятий и акций, направленных на пропаганду здорового образа жизни и вовлечение в активную общественную жизнь студентов колледжа.
Задачи по направлению «Поддержание правопорядка и дисциплины в колледже»:
- создание и укрепление среди работников и студентов колледжа атмосферы спокойствия и стабильности;
- снижение количества правонарушений совершаемых на территории колледжа;
- совершенствование системы профилактики правонарушений;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- совершенствование нормативной правовой базы колледжа по профилактике правонарушений;
- активизация участия и улучшение координации деятельности органов студенческого самоуправления и структурных подразделений колледжа, участвующих в предупреждении правонарушений.
- содействие в повышении социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
5.Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Задачи:
- Оказание социально-психологической поддержки обучающимся и педагогам в сложных условиях адаптационного периода;
- Оказание социально-психологической поддержки обучающимся, оказавшимся в сложном социальном положении;
- Организация досуга студентов;
- Создание психологической среды в колледже для сохранения и укрепления психологического здоровья, а также максимального проявления индивидуальных психологических особенностей каждого обучающегося;
- Содействие формированию у обучающихся способности к самоанализу и саморазвитию;
- Формирование социально-психологической готовности обучающегося, к овладению профессией;
- Выявление и предупреждение факторов, препятствующих успешному обучению, воспитанию, профессиональному становлению личности.
План мероприятий социально-психологической службы
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
---|---|---|---|
1. | Изучение и формирование личных дел детей – сирот нового набора, составление банка данных социального положения студентов. Составление социального паспорта колледжа и групп. | сентябрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
2. | Анкетирование обучающихся, направленное на выявление интересов и способностей. | сентябрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
3. | Первичная диагностика (мониторинг здоровья) | сентябрь, октябрь | Педагог-психолог, мед работник |
4. | Тестирование студентов на уровень тревожности, расположенности к суицидальному поведению, употребления ПАВ | сентябрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
5. | Выявление обучающихся, состоящих на учете в ПДН, а также находящихся в социально-опасном положении. | сентябрь | Социальный педагог, кураторы |
6. | Профилактическая работа с обучающимися, имеющими неуспешность в обучении, пропуски занятий. | В течение года | Зам. директора, кураторы, зав. отделениями, председатели ПЦК, социальный педагог, педагог-психолог |
7. | Профилактическая работа с родителями студентов, имеющих академические задолженности (беседы, консультации) | В течение года | Зам. директора, кураторы, зав. отделениями, председатели ПЦК, социальный педагог, педагог-психолог |
8. | Индивидуальная работа с обучающимися, состоящими на разных видах учета, проведение профилактических бесед, диагностических исследований, привлечение к выполнению посильных поручений. Диагностика внеурочных интересов обучающихся, требующих особого педагогического внимания. | в течение года | Социальный педагог, куратор |
9. | Проведение профилактических бесед, акций, посвященных пропаганде ЗОЖ, профилактика наркомании, безнадзорности и правонарушений (методическая помощь кураторам, привлечение специалистов). | в течение года | Зав. отделом ВР, Социальный педагог, педагог-психолог |
10. | Работа по реализации прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | в течение года | Социальный педагог |
11. | Совместная деятельность со специалистами КДН по работе с обучающимися, состоящими на в КДН и ЗП. | в течение года | Социальный педагог |
12. | Индивидуальное консультирование(по запросу): для преподавателей; для обучающихся; для родителей или опекунов | в течение года | Зав. отделом ВР, Социальный педагог, педагог-психолог |
13. | Выступления на педсоветах и МО колледжа | по плану | Зав. отделом ВР, Социальный педагог, педагог-психолог |
14. | Выступление на родительских собраниях (по запросу) | в течение года | Зав. отделом ВР, Социальный педагог, педагог-психолог |
15. | Проведение мероприятий с целью повышения правовой культуры обучающихся и их родителей. | в течение года ( по плану) | Социальный педагог, ПДН, ГИБДД, Союз юристов |
16. | Сотрудничество с органами опеки и попечительства г. Новосибирска и Новосибирской области | в течение года | Социальный педагог |
17. | Рейды по неблагополучным семьям. | в течение года | Социальный педагог, педагог-психолог, кураторы |
18. | Участие в работе Совета профилактики колледжа | в течение года | Зав. отделом ВР, Социальный педагог, педагог-психолог |
19. | Посещение городских, областных совещаний, курсов, семинаров по вопросам воспитания | по мере проведения | Специалисты отдела ВР, кураторы |
20. | Оформление базовой и текущей документации. | ежемесячно | Зав. отделом ВР, Социальный педагог, педагог-психолог |
21. | Формирование актива групп нового набора (Обучение в форме тренингов, выявление лидеров) | Сентябрь-декабрь | Педагог-психолог, центр «Ника» |
22. | Индивидуальные консультации для обучающихся «Группы риска» и «группы динамического контроля» | в течение года | Педагог-психолог, социальный педагог |
23. | Дни консультаций | в течение года | Социальный педагог, Союз юристов, Педагог-психолог |
24. | Мониторинг социальных сетей | в течение года (ежемесячно) | Специалисты отдела ВР, кураторы |
25. | Разработка анкет для социальных исследований, оформление информационных стендов | по мере необходимости | Социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор |
26. | Анализ научной и практической литературы, подбор инструментария | по мере необходимости | Зав. отделом ВР, Социальный педагог, педагог-психолог |
27. | Сдача отчетов | по графику | Специалисты отдела ВР |
5.1 План мероприятий по профилактике суицидальных проявлений среди студентов колледжа
Цель: оптимизация условий обучения и воспитания, способствующих полноценному развитию личности ребенка посредством воздействия на основные сферы межличностного взаимодействия обучающихся (в первую очередь, семью, учебную группу и педагогический коллектив) с целью оказания психолого-педагогической и социальной поддержки в плане предотвращения, устранения или ограничения негативных влияний ближайшего окружения на личность обучающегося и процесс его развития.
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
---|---|---|---|
1. | Формирование банка методических и информационных материалов по профилактике суицидального поведения среди подростков | в течение года | Педагог - психолог |
2. | Сбор информации для создания банка данных обучающихся с высоким уровнем тревожности и депрессии | сентябрь-декабрь | Кураторы, педагог-психолог |
3. | Проведение диагностических исследований по выявлению обучающихся, склонных к различным видам депрессии, тревожности, расположенности к суицидальному поведению | в течение года | Педагог-психолог |
4. | Классные часы, формирующие в процессе воспитательной работы у обучающихся такие понятия как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных ситуациях | в течение года | Кураторы, педагог-психолог, Социальный педагог, центры социально-психологической помощи «Ника», «Родник» |
5. | Проведение психологических тренингов для обучающихся «Личностный рост», «Снятие конфликтных ситуаций и агрессии» | в течение года | Социальный педагог, педагог-психолог |
6. | Выявление обучающихся «группы риска» | сентябрь - апрель | Педагог-психолог, Социальный педагог, кураторы |
7. | Индивидуальная работа с обучающимися «группы риска» | в течение года | Педагог-психолог, Социальный педагог |
8. | Консультирование классных руководителей, с целью планирования и координации деятельности с обучающимися «группы риска» (склонных к суицидальному поведению) | сентябрь - июнь | Педагог-психолог |
9. | Обзор литературы и информирование коллектива о новых методических пособиях по работе с группой, по психологии, по работе с проблемными детьми. | в течение года | Библиотекарь, Педагог-психолог |
10. | Выявление семей, находящихся в сложной жизненной ситуации; семей с жестоким обращением с детьми (индивидуальные беседы, анкетирование) | в течение года | Кураторы, социальный педагог, педагог-психолог |
11. | Доведение до сведения обучающихся и их родителей информации о работе телефонов доверия, служб, способных оказать помощь в сложной ситуации. | сентябрь | Кураторы |
12. | Проведение родительских собраний по вопросам профилактики суицидального поведения среди обучающихся; жестокого обращения в семье; конфликтов между детьми и взрослыми | в течение года | Кураторы, педагог-психолог, социальный педагог |
13. | Выпуск информационного материала (буклетов, листовок) | по мере необходимости согласно плану | Социальный педагог, педагог - психолог , педагог-организатор |
14. | Организация досуга и занятости обучающихся | в течение года | Социальный педагог, педагог – психолог, педагог-организатор, руководители кружков, секций и объединений, кураторы |
15. | Исследование уровня адаптации первокурсников | октябрь, март | Социальный педагог, педагог – психолог, кураторы |
16. | Размещение на сайте информации для родителей по профилактике употребления ПАВ, суицидального поведения, конфликтных ситуаций, противодействия идеологии терроризма и экстремизма. | в течение года | Педагог-психолог, Зав. отделом ВР, ответственный за сайт |
17. | Консультирование родителей по теме безопасного использования Интернета и мобильной связи детьми. | Педагог-психолог, социальный педагог, кураторы | |
18. | Мониторинг социальных сетей по выявлению фактов распространения информации, склоняющей несовершеннолетних к асоциальному поведению, информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. | в течение года | Зав. отделом ВР, педагог-психолог, кураторы, соц.педагог, педагог-организатор , кураторы |
19. | Проведение консультативной помощи родителям во время подготовки и проведения экзаменов | апрель-май | Зав. отделом ВР, зав. отделениями, учебная часть, педагог-психолог, кураторы |
20. | Незамедлительное информирование КДН и ЗП о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними | в течение года | Зав. отделом ВР, соц.педагог |
21. | Взаимодействие со структурами и ведомствами, отвечающими за воспитание, образование и здоровье обучающихся. | в течение года | Зав. отделом ВР, соц.педагог, педагог-психолог, педагог-организатор |
5.2 Работа с родителями
Цель: создание воспитывающей среды через вовлечение обучающихся и их родителей, общественных организаций и административных структур в совместную воспитательно-образовательную деятельность, способствующую воспитанию здорового, культурного, образованного обучающегося.
Примерные мероприятия по работе с родителями и семьей:
Общие и групповые тематические родительские собрания как средство психолого-педагогического просвещения родителей, собрания-концерты, индивидуальные психолого-педагогические консультации, тренинги, семинары практикумы для педагогов, родителей, тематические классные часы и групповые мероприятия. Тематические вечера, программы, семинары с участием специалистов: медиков, психологов и т.д. Участие родителей (законных представителей) обучающихся, нарушающих Правила внутреннего распорядка для обучающихся на заседание Совета по профилактике правонарушений, рейды по месту проживания обучающихся.
Обеспечение Программы
6.1. Организационно-управленческое обеспечение
Организационно-управленческое обеспечение заключается в создании условий для организации эффективной воспитательной деятельности на основе планирования, координации, обобщении и распространении положительного опыта работы. Организационно-управленческое обеспечение предполагает:
- создание и утверждение необходимой нормативно-правовой и плановой документации;
- организация работы по направлениям концепции;
- регулярное проведение конференций, конкурсов, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания;
- организация работы методического объединения классных руководителей;
- проведение совещаний, семинаров с целью анализа состояния воспитательной работы;
- создание системы морального и материального поощрения наиболее активных преподавателей и студентов - организаторов воспитательной деятельности.
- проведение мониторинга удовлетворенности студентов и педагогов различными направлениями деятельности и анализ полученных результатов;
- разработка и реализация механизма обратной связи по выполнению замечаний и предложений, выявленных в ходе внутренней оценки.
6.2. Методическое обеспечение
Обеспечение эффективной воспитательной деятельности требует использования современных технологий, обеспечивающих развитие личности и становление индивидуальности, проведения соответствующего мониторинга результативности воспитательной работы, повышение квалификации педагогов по вопросам воспитания.
Мероприятия по реализации методического обеспечения предполагают:
- обеспечение работы постоянно действующего семинара для кураторов (по отдельному плану);
- индивидуальные и групповые консультации для кураторов по планированию работы, внедрению воспитательных технологий;
- участие в проведении педагогических советов, конференций, семинаров, методических дней, педагогических мастерских, проблемных обсуждений с педагогами колледжа;
- составление аналитической справки о деятельности воспитательной службы, кураторов;
- организация и проведение выставок по вопросам воспитания;
- создание базы данных информационной и методической литературы по проблемам воспитания;
- популяризация инновационного опыта через семинары, круглые столы.
Приложение 1
Анкета для определения уровня воспитанности
группы___________ Долг и ответственность | ||||||
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моей группы работал лучше. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы группы. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в группе. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Участвую в подведении итогов работы группы, в определении ближайших задач. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Бережливость | ||||||
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Бережно отношусь к мебели и имуществу техникума (не рисую, не черчу на партах). | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью). | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради). | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Дисциплинированность | ||||||
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе колледжа. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Всегда внимателен на занятиях, не мешаю слушать другим объяснения преподавателя, мастера. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в группе ( в техникуме). | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе группы. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Ответственное отношение к учебе | ||||||
1 | Своевременно выполняю задания преподавателей (курсовые, рефераты, практические задания, домашнюю работу). | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | При подготовке к занятиям стараюсь не прибегать к помощи взрослых, однокурсников. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета). | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Отношение к общественному труду | ||||||
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке кабинета, территории техникума). | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Коллективизм и товарищество | ||||||
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим группам. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива техникума в других коллективах и общественных организациях. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Готов помочь своим одногруппникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Честность и справедливость | ||||||
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Простота и скромность | ||||||
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Могу дружить с девушками и юношами другой национальности | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Культурный уровень | ||||||
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Любовь к Отечеству | ||||||
1 | я интересуюсь и горжусь историческим прошлым своего Отечества, переживаю настоящее, обсуждаю с товарищами свою роль в создании его будущего | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | у меня вызывает интерес историческое прошлое своего Отечества, и я переживаю за его настоящее | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | мало интересуюсь историей и культурой своего Отечества | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | пренебрежительно отношусь к истории и отечественной культуре | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Правовая культура | ||||||
1 | я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю их, активно работаю по созданию законов и правил школьной жизни | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | - я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю большинство из них; | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | - иногда я допускаю отклонения в соблюдении правопорядка; | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | очень часто нарушаю дисциплину и правопорядок | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Готовность прийти на помощь | ||||||
1 | готов прийти на помощь практически каждому, кто в ней нуждается, всегда стараюсь участвовать в акциях взаимопомощи и милосердия | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | охотно иду на помощь друзьям и товарищам в решении проблем | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | неохотно иду на помощь и поддержку других, а если и поддерживаю кого-то, то чаще всего «за компанию» | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | меня не волнуют чужие проблемы | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Интернационализм | ||||||
1 | уважаю культуру и традиции других национальностей, пресекаю неуважительное отношение к ним | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | проявляю интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | у меня не вызывает интереса культура других национальностей | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | как правило, я пренебрежительно отношусь к культуре и традициям других национальностей | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Коммуникативность | ||||||
1 | люблю общаться с людьми, умею взаимодействовать с ними, способен решать конфликты, договариваться, разрабатывать и проводить разные мероприятия | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | люблю общаться с людьми, умею работать в группе, но испытываю затруднения в решении конфликтных ситуаций | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | предпочитаю работать один, потому что не всегда умею договариваться с людьми, а во время дискуссии обычно молчу | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | меня раздражают большие компании, я неуютно чувствую себя в обществе | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Тактичность, культура поведения | ||||||
1 | тактичен и вежлив в обращении со старшими и товарищами, одобряю и поддерживаю эти качества у других | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | в целом тактичен и вежлив, но спокойно реагирую на бестактность других по отношению к окружающим | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | вежлив и тактичен, как правило, лишь в присутствии старших и педагогов | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | не стараюсь быть тактичным и вежливым | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Здоровый образ жизни | ||||||
1 | считаю, что необходимо вести здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье; я занимаюсь этим и привлекаю своих друзей; я не имею вредных привычек | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | в целом веду здоровый образ жизни, укрепляю свое здоровье, но не всегда могу преодолеть свои вредные привычки | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | не считаю необходимым постоянно вести здоровый образ жизни; думаю, что иногда можно и поразвлечься, не обращая внимания на возможные негативные последствия | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | не считаю необходимым вести здоровый образ жизни в принципе; имею вредные привычки и думаю, что они - нормальное явление | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Расчет делать по каждому пункту.
Обращение к обучающимся: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“1” - всегда нет или никогда.
“2” - очень редко, чаще случайно.
“3”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“4”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“5”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 20 ( максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Показатели каждого обучающегося складываются, делятся на количество обучающихся. В результате получаем уровень воспитанности группы.