Настройки отображения

Размер шрифта в процентах
Цвет сайта
ц
ц
ц
ц
Наверх

1 Область применения

1.1 Настоящее Положение является документом системы менеджмента качества, содержащим требования к планированию, организации, проведению и оформлению лабораторных работ и практических занятий.

1.2 Настоящее Положение обязательно к применению всеми преподавателями колледжа, которые проводят лабораторные работы и/или практические занятия.

1.3 Положение разработано в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. 464);
  • Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальностям

2 Общие положения

2.1 В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальностям лабораторные работы, практические занятия относятся к основным видам учебного занятия, и их объёмы определяются рабочими учебными планами специальностей.

2.2 Практическое обучение при изучении учебной дисциплины, профессионального модуля является основной частью профессионального образования и направлено на освоение обучающимися умений, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций (ОК, ПК).

2.3 Лабораторные работы и практические занятия фиксируются в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей.

2.4 К лабораторной работе и практическому занятию преподаватель разрабатывает методические указания в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СПО по специальности

2.4.1 Титульный лист методических указаний оформляется в соответствии с принятой формой в приложении А.

2.4.2 Структура методических указаний к ЛР, ПЗ оформляется в соответствии с принятой формой в приложении Б и включает в себя следующие пункты:

  1. Цели
  2. Оборудование, аппаратура, материалы, инструменты, документация, дидактическоеоб еспечение
  3. Форма организации
  4. Инструктаж
  5. Порядок выполнения
  6. Методические рекомендации
  7. Форма отчета
  8. Контрольные вопросы
  9. Критерии оценок
  10. Содержание заданий

В зависимости от специфики лабораторной работы, практического занятия некоторые пункты методических указаний могут отсутствовать по усмотрению разработчика, но, в обязательном порядке, должны присутствовать пункты 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10. При этом устанавливается последовательная нумерация пунктов

2.5 Разработанные преподавателем методические указания к лабораторным работам, методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу рассматриваются на цикловой комиссии и ежегодно утверждаются председателем комиссии.

3 Планирование лабораторных работ и практических занятий

3.1 При планировании состава и содержания лабораторной работы, практического занятия следует исходить из того, что эти виды учебной деятельности студентов имеют разные ведущие дидактические цели:

3.1.1 Лабораторная работа – овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки эксперимента. Основная дидактическая цель - экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений

3.1.2 Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами практических заданий под руководством преподавателя. Дидактическая цель практического занятия – формирование у студентов профессиональных навыков, умений пользоваться производственными приборами, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию, заполнять протоколы, решать разного рода задачи и т.п.

3.2 Состав и содержание лабораторной работы, практического занятия формируются исходя из внутри- и междисциплинарных связей, связей с профессиональными модулями (междисциплинарными курсами), из значимости теоретических положений для профессиональной деятельности.

3.2.1 В соответствии с дидактической целью определяется содержание лабораторных работ:

  • опытная проверка формул, расчетов;
  • ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований;
  • формирование умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать
  • выводы и обобщения;
  • самостоятельно вести исследования;
  • пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков и т.п.
  • формирование умений и навыков обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и техническими средствами при проведении опытов

3.2.2 Содержание практических занятий предполагает:

  • изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий с её использованием;
  • анализ производственных ситуаций, решение конкретных производственных, экономических, управленческих заданий;
  • расчет и анализ различных показателей, обработка результатов многократных измерений;
  • изучение устройства машин, приборов, инструментов, аппаратов измерительных механизмов, функциональных схем;
  • и т.п.

3.3 Состав заданий для лабораторной работы и практического занятия должен быть спланирован таким образом, чтобы задания могли быть выполнены качественно большинством студентов за отведённое время

3.4 В зависимости от характера работ, выполняемых на лабораторной работе и практическом занятии, могут применяться следующие методы обучения:

  • частично-поисковый;
  • репродуктивный;
  • поисковый

Необходимо предусмотреть оптимальное соотношение между используемыми методами обучения для обеспечения высокого уровня интеллектуальной деятельности студентов.

4 Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий

4.1 Лабораторные работы проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность – не менее ДВУХ академических часов.

Возможно ознакомление студентов с инструктажем по техники безопасности, если при выполнении работ присутствуют опасные производственные факторы.

4.2 Практические занятия проводятся в учебных кабинетах или лабораториях. Продолжительность – не менее ДВУХ академических часов.

4.3 Для выполнения лабораторной работы или практического занятия возможно деление группы студентов на две подгруппы численностью не менее 8 человек

4.4 Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях:

  • фронтальная (все студенты выполняют одну и ту же работу);
  • групповая (одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек);
  • индивидуальная (каждый студент выполняет индивидуальное задание).

4.5 Оценивание выполнения лабораторной работы, практического занятия предполагает дифференцированный зачет по пятибалльной системе или не дифференцированный зачет.

При формировании пункта 9 «Критерии оценки» методических указаний следует определить показатели и принцип оценивания.

Показатели для оценивания результатов должны отражать требования, предъявляемые к качеству выполнения задания работы по всем запланированным пунктам.

Принцип оценивания предполагает пятибалльную систему с указанием конкретных недочетов при выполнении запланированных пунктов задания.

Ознакомиться с приложениями можно по ссылке.