Настройки отображения

Размер шрифта в процентах
Цвет сайта
ц
ц
ц
ц

1.Общие положения.

1.1. Настоящее Положение «О дистанционном обучении по программам дополнительного образования ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака» (далее – Положение, Колледж) регулирует реализацию образовательных программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (далее – ДОТ и ЭО).

1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 января 2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ», Письмом Минобрнауки России от 10 апреля 2014 № 06-381 «О методических рекомендациях по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ», Устава Колледжа.

1.3. Положение:

определяет цели, условия и порядок реализации применения ДОТ и ЭО в дополнительном образовании (далее ДО) на базе Колледжа;

регулирует взаимодействие участников образовательного процесса при использовании ДОТ и ЭО, устанавливает их права и обязанности;

является обязательным для применения преподавательским составом, административно-хозяйственными, инженерно-техническими работниками  в образовательной деятельности Колледжа.

1.4. В Положении используются следующие понятия:

дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающихся и преподавателей (статья 16 Федерального закона от 21 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации");

электронное обучение (ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и преподавателей;

информационно-образовательная среда (ИОС) – это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное освоение обучающимися программ ДО независимо от места нахождения обучающихся.

1.5. Целью использования ДОТ Колледжем является увеличение доступности дополнительного образования посредством предоставления обучающимся возможности освоения дополнительных образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения), расширения доступа различных категорий населения к качественным образовательным услугам согласно тенденциям развития современного информационного общества, обучения по индивидуальным программам ДО и графикам, применение наиболее продуктивных методов обучения.

1.6. ДОТ позволяют решить следующие задачи:

усиление личностной направленности процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы обучающегося;

снижение затрат на проведение обучения;

повышения качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;

открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;

обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня;

создание условий для применения системы контроля качества методических электронных ресурсов.

1.7. При реализации программ ДО с применением исключительно ДОТ и ЭО в Колледже должны быть созданы условия для функционирования информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, которые обеспечивают освоение обучающимися программ ДО в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

1.8. При реализации программ ДО с применением ДОТ и ЭО местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения Колледжа независимо от места нахождения обучающихся.

1.9. При реализации программ ДО с применением ДОТ и ЭО Колледж обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

2. Организация учебного процесса с применением ДОТ.

2.1. Образовательный процесс с использованием ДОТ проводится в соответствии с рабочими учебными планами и действующими нормативными документами, регламентирующими учебный процесс по направлении «Дополнительное образование».

  1. Образовательные программы с применением ДОТ реализуются по следующим формам обучения: с отрывом от производства, без отрыва от производства, с частичным отрывом от производства.
  2. Виды учебной деятельности, календарные сроки выполнения заданий, указываются в индивидуальном учебном графике.

Другие вопросы, связанные с организацией образовательного процесса при дистанционном обучении, решаются Колледжем.

  1. Для реализации образовательных программ с применением ДОТ и ЭО в Колледже должны быть созданы условия для функционирования информационно-образовательной среды, которая обеспечивает:

разработку, хранение, обновление и систематизацию электронных информационных и образовательных ресурсов;

доступ к программам ДО, учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, учебно-методическим рекомендациям, указанным в программах ДО и обеспечивающим проведение занятий;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и результатов освоения программы ДО;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением ДОТ и ЭО;

формирование электронного портфолио обучающегося;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».

3. Структура и виды учебной деятельности с применением ДОТ

3.1. Путем непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимся реализуется минимум 3-7% учебных циклов и разделов от общей трудоемкости освоения программы ДО (в часах) в зависимости от специфики направления подготовки. В рабочей программе каждой дисциплины определен объем занятий, проводимых с применением ДОТ. Основными видами учебной деятельности с применением ДОТ и ЭО являются:

занятия лекционного типа (лекции), а именно – видеозаписей лекций преподавателей, которые обучающиеся могут просматривать с помощью информационной и телекоммуникационной технологий Колледжа;

занятия семинарского типа (практические, интерактивные): устный доклад, реферат или эссе, учебное экспертирование реферата или эссе, тест-тренинг, логическая схема, глоссарный тренинг, модульное тестирование и др., которые проводятся в он-лайн режиме или офф-лайн режиме с использованием электронных образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных образовательных технологий как составных компонентов электронной  информационно-образовательной среды Колледжа. Также занятия семинарского типа включают в себя собеседования в режиме chat (система общения, при которой участники, подключенные к Интернет, обсуждают заданную тему короткими текстовыми сообщениями в режиме реального времени).

  1. При обучении с применением ДОТ и ЭО используются следующие информационные технологии:

- кейсовые;

- пересылка изучаемых материалов по компьютерным сетям;

- дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные сети;

- компьютерные электронные учебники или электронные учебники на лазерных дисках;

- компьютерные системы контроля знаний с наборами тестов.

- указанный список не является исчерпывающим.

  1. При использовании ДОТ и ЭО обеспечивается доступ обучающихся, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала к электронной информационно-образовательной среде.
  2. Каждый обучающийся по программе ДО с использованием ДОТ и ЭО обеспечен в течение всего периода обучения индивидуальным неограниченным доступом к информационно-образовательной среде, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей). Доступ к информационно-образовательной среде осуществляется в следующих формах: через сеть Интернет (при достаточных параметрах канала) или при отсутствии (низком качестве) Интернета – с помощью записей учебных занятий в общей электронной среде на электронных носителях, доставляемых и обмениваемых в центрах доступа лично, по почте и др.
  3. После процедуры оплаты за обучения каждому обучающемуся становятся доступными посредством пересылки на указанный адрес электронной почты материалы:

– учебно-методические (рабочие программы дисциплин, методические разработки, глоссарии, учебной литературы, интерактивных презентаций и списка индивидуальных задач); 

– выполнение заданий, предусматривающих текстовый ответ преподавателю-куратору обучения;

– проверка личных знаний путем прохождения тематического тестирования; 

– контрольные работы и зачеты по дисциплинам должны быть сданы не позднее, чем за 2 дня до окончания обучения.

  1. Учебные и методические материалы на электронных носителях передаются в пользование обучающегося без права их тиражирования или передачи третьим лицам и организациям. 
  2. При применении ДОТ и ЭО обучающемуся предоставляется возможность обучения в удобное для него время, используя личные информационно-технические средства в любом месте нахождения. 
  3. В системе ДО могут поддерживаться следующие алгоритмы прохождения курса: 

- Последовательный. При использовании данного алгоритма материалы дисциплины предоставляются обучающемуся последовательно. При этом ранее пройденные материалы доступны для изучения в произвольном порядке. 

- Произвольный, при котором обучающийся может произвольно выбирать элементы дисциплины для изучения, то есть все элементы курса доступны для изучения в любой момент времени. 

  1. Учет результатов образовательного процесса (текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация) и внутренний документооборот ведется традиционными методами.
  2. На каждого обучающегося заводится личное дело, которое должно включать в себя следующие документы:

- направление на обучение (заявка) – в случае, если обучающийся проходит обучение по направлению от организации;

- приказ о зачислении на дистанционное обучение;

- индивидуальный учебный график;

- копия паспорта обучающегося;

- копия документа об образовании обучающегося;

- контрольные работы (если предусмотрено образовательной программой);

- реферат (если предусмотрено образовательной программой);

- экзаменационный лист итоговой аттестации;

- приказ о выпуске обучающегося.

4. Кадровое, материально-техническое обеспечение и контроль

  1. Преподавательский состав, осуществляющий дистанционное обучение, формируется из преподавателей и сотрудников Колледжа, а при необходимости – с приглашением сотрудников сторонних предприятий и организацией с оплатой согласно договору о возмездном оказании образовательных услуг. 

Все руководящие и педагогические работники, а также учебно-вспомогательный персонал, задействованные в организации, проведении и обеспечении учебного процесса с использованием ДОТ и ЭО должны иметь соответствующую подготовку и регулярно повышать квалификацию в соответствии с федеральным законодательством об образовании.

Координация и контроль за внедрением дистанционного обучения по программам ДО возлагается на отдел дополнительного профессионального образования Колледжа.

  1. По каждому направлению дистанционного обучения отделом ДПО назначается преподаватель-куратор.
  2. Преподаватель-куратор имеет право: 

вносить поправки в индивидуальный учебный график обучающегося; 

контролировать процесс обучения посредством направления контрольных работ, тестовых заданий, предусмотренных образовательной программой; 

организовать форум, онлайн-консультацию;

не допустить обучающегося, не освоившего предыдущий модуль по образовательной программе к изучению следующего модуля при последовательном обучении.

4.4. Обязанности преподавателя-куратора:

оказывать помощь в обработке информации, консультировать обучающихся, если возникает необходимость, в оформлении результатов  самостоятельной деятельности посредством общения через интернет или любым удобным для преподавателя-куратора и обучающегося способом; 

осуществлять обратную связь в ходе выполнения заданий: уточнять степень выполнения задания, отвечать на вопросы, диагностировать причины возникающих затруднений, давать рекомендации, помогать определить пути решения проблемы; 

проектировать и осуществлять качественное преподавание учебных дисциплин проходящее в комбинированных формах – очные и дистанционные занятия, а также исключительно в дистанционной форме;

своевременно  пополнять, редактировать учебно-методические комплексы;

своевременно отвечать на вопросы обучающихся;

не позднее трех дней с момента поступления, проверять контрольные и практические работы, выставлять оценки и зачеты;

систематически повышать свою профессиональную квалификацию, в том числе в области освоения специфического инструментария, позволяющего осуществить дистанционное обучение.

  1. Преподаватели-кураторы, использующие ДОТ, также выполняют обязанности тьютора.
  2. Обязанности тьютора:

организует процесс индивидуальной работы с обучающимися;  

оказывает помощь обучающимся в преодоление трудностей процесса самообразования, а также в освоении новых технологий, в том числе относящиеся к области дистанционного обучения;

мониторинг всех действий обучающихся;

поддерживает познавательный интерес обучающегося;

организует индивидуальные и групповые консультации.

^